Про Каптерева издатели шутят: «Первая книга российского автора, которую нам пришлось переводить с английского». Действительно, оригинал был написан на английском и получил популярность именно в США. Сегодня Алексей путешествует по миру с лекциями. В Екатеринбурге Каптерев находится в рамках проекта «Гуру на Урале» — он провел бесплатую лекцию для всех желающих в УрФУ. График у Алексея такой плотный, что я вместо получаса беседовал с ним 20 минут. Главный презентатор вселенной показался мне человеком очень вежливым и даже скромным. Кстати, обед отложил ради меня.
— Вы почетный член Британской гильдии спичрайтеров. Для кого вы пишете речи?
— Я не пишу речи, я иногда их редактирую. Это не основная часть моей деятельности, но в основном я работаю с речами для чиновников. То есть если мне присылают на редактирование речь, то как правило, это речь чиновника. У них есть и свои люди, но они просто не справляются с задачами. А задачи это сложные. Они уходят в канцелярит, в большое количество существительных, в пассивный залог. Ну, представляете себе речь чиновника? Там разобрать невозможно ничего и смысла выцепить никакого невозможно. Я как раз пытаюсь сделать так, чтобы это было проще и понятнее.
— Для кого бы вы хотели написать речь? Как вам речь для Барака Обамы?
— Я не знаю. У Обамы намного лучше спичрайтер. Намного лучше, чем я. Вообще, я не очень умею писать речи.
«В США тоже много каких-то кондовых компаний. Там просто более демократическая культура, а у нас тут 70 лет тоталитаризма — не очень-то побалуешь. У нас культура более иерархическая в принципе везде». |
— То, на чем вы построили свою нынешнюю карьеру, — это презентации?
— В основном я делаю презентации и веду тренинги. Презентации я как консультант делаю для других людей. То есть существует какой-нибудь удостоверяющий центр, который не может в точности никому объяснить, чем они вообще занимаются. И я делаю так, чтобы они смогли это объяснить и, если нужно, получить подо что-то деньги. Или если нужно привлечь клиентов, чтобы они их смогли привлечь, или если им нужно пролоббировать федеральный закон, чтобы они и это сделали. Ну, вот недавно я помогал готовиться к конференции директору контактного центра компании Yota. Это оператор мобильного интернета.
Вспомните те презентации, что вы когда-либо видели. Много букв, куча цифр. Сплошные графики. Издалека ничего не разобрать. Вспомнили? |
— Когда я вижу, что начинается какая-то презентация, я почти уверен, что она будет очень скучная. Почему люди делают скучные, непонятные презентации?
— Это происходит потому, что многие люди боятся. Чего боятся, это уже следующий вопрос. Ну то есть они пытаются вписаться в какие-то рамки, какие-то ограничения. Но это не нужно, это мешает эффективности. Например, они говорят: «Ой, мы о конкурентах не будем ничего говорить». И как только вы избегаете разговора о том, чем вы отличаетесь от конкурентов, — это сразу же становится менее интересно, потому что вам приходится говорить: «О, мы великие, мы гениальные». Это же просто а) банально и б) в это невозможно поверить. Потому что это не конкретно. Потому что по сравнению с кем вы великие и гениальные? Все ведь в сравнении познается. Это становится скучным, потому что люди боятся выйти за какие-то рамки. А за них нужно выходить, если вы хотите быть интересными.
— Как тогда сделать так, чтобы люди в компаниях могли за эти рамки выйти?
— Нужно делать более плоские организации. Делать организации, в которых существуют коммуникации не только сверху вниз, но и снизу вверх. Ну и горизонтальные тоже. Людям, когда они разговаривают друг с другом на одном уровне, намного проще говорить друг другу, может быть, неудобные, но интересные вещи, чем говорить это по вертикали вверх. Как только вы чувствуете, что вы выступаете перед клиентом и вы зависимы от клиента, — это коммуникация снизу вверх. И очень трудно сделать такую коммуникацию интересной. В основном это заискивания и это неинтересно. Вам нужно подняться на один уровень и говорить с клиентом как с равным. У нас такие компании есть, в которых эти горизонтальные коммуникации налажены.
В презентации своей книги Алексей говорит простейшие вещи, которые, казалось бы, лежат на поверхности. Однако миллионы людей по всему миру продолжают делать нудные презентации. |
— Вы можете назвать такие компании, где эти границы сломаны?
— Ну, вот из тех, с которыми я время от времени работаю, это Yota, это «Яндекс». Или вот хороший пример. Существует компания — разработчик игр, которая назыется Valve. Они известны тем, что являются оператором по продаже компьютерных игр, игру Half Life они делали, если кто-то знает. И вот Valve — это абсолютно плоская организация. Там нет совершенно никаких начальников. Решения там принимаются так. Если какой-то человек говорит: «У меня есть идея новой игры», то он просто рассказывает об этом всем, кого хочет привлечь в команду. У них там передвижные столики и стулья и люди просто приезжают к нему и начинают работать вместе. У них нет никакого маркетинга, нет никакого HR, у них вообще ничего такого нет — у них только инженеры и дизайнеры. Из традиционной компании очень сложно сделать более плоскую. Valve изначально создавалась с такими правилами игры. Большинство плоских компаний — это новые компании.
— Зачем вы вообще решили учить людей, как делать презентации?
— Вам интересно на этих презентациях сидеть? Мне — неинтересно. У меня травма, я работал в консалтинге три года. Полтора года я провел на проекте Минэкономразвития. Если вы примерно представляете себе уровень презентаций в Минэкономразвития по состоянию на 2006 год, то вы поймете. Я много страдал в жизни от этого. И у меня есть сострадание к людям, которые продолжают мучиться.
— А людям самим это нужно вообще?
— Подавляющее большинство из них — это люди в первую очередь, а не чиновники. И во-вторых, это такие хорошие люди, которые действительно хотят чего-то для страны. В компаниях ситуация ничем не отличается. Конечно, там есть люди, которые просто высиживают и говорят: «Ааа, это просто необходимое зло. Мы не можем никуда от этого деться. Ну, как бы, работа такая: нам платят деньги, мы скучаем». Я не думаю, что это обязательная часть работы. Я думаю, что на работе каждый может больше развлекаться и делать что-то более полезное. У людей есть собственные границы, есть корпоративные границы.
«Многие стереотипы и границы люди приносят из школы, из института. Потому что по большей части то, что заставляют делать людей в институтах, — это ужасно». |
— Вашу книгу «Смерть через Power Point» очень многие хвалят. Вы сами как считаете объективно, она нужна? Она успешна как продукт?
— Я только одну эту книгу по-настоящему и написал. Я в прошлой жизни экономист-консультант и в нескольких изданиях участвовал как соавтор, но их никто не читал. А эта книга входит в топ-50 самых популярных бизнес-книг на Земле. Можно это проверить, например, в Amazon. В разделе «бизнес-книги» отсортировать по популярности. Я там буду в пределах 50 и это, наверное, неплохо. Точно могу сказать, что это самая популярная в мире книга о презентациях.
— Ваша книга стоит почти 1 000 рублей. Почему у нас все, что про бизнес, намного дороже, чем качественная художественная литература?
— Бизнес-литературы действительно слишком много. Я, наверное, большей части всех этих изданий не верю. «Как заработать миллион» и прочее. Но люди многие верят в чудо и покупают. Я тоже, правда, верю в чудо, но в другое какое-то. А книги… Я очень мало читаю художественную литературу я не знаю даже, сколько эти книги стоят в магазинах. Последнюю… я читал… Мне кажется, это была последняя у Пелевина, это было где-то год назад. Отличная книга.
PS книгу видел в магазине, хотел купить, но цена кусается - чуть больше тысячи (если бы по работе купил, а "барахло" на всякий случай не надо)