В СМИ называют различное количество нападений на школы за последние годы — у каждого издания своя методика подсчета. Единой статистики в стране нет.
В 2019–2022 годах происходило от двух до четырех нападений, а в 2025 году их было уже десять. А за полтора месяца 2026 года — уже шесть. Причины в каждом случае разные: от хулиганства до буллинга. Подробнее о том, как мы считали, можно почитать здесь.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
|---|
В России самый первый пример классического скулшутинга произошел в 2014 году. Десятиклассник Сергей Гордеев пришел в школу с карабином и винтовкой, застрелил учителя географии, взял в заложники своих одноклассников, убил и ранил сотрудников охраны. На допросе Сергей говорил, что хотел доказать теорию солипсизма (радикальная философская теория, утверждающая, что единственной реальностью является собственный разум, а весь окружающий мир и другие люди существуют лишь в сознании) и затем покончить с собой. В итоге его признали невменяемым. В ближайшие годы у Гордеева последователей не было. Тогда стрельба не вызвала волну нападений.
Ситуация изменилась в 2018 году, когда атаки на школы с большим количеством погибших и пострадавших шли один за другим: дважды в январе, в апреле, мае и октябре. Подробнее о каждом из них можно прочитать здесь. Повторилась волна в 2021-м, когда массовая стрельба прошла в учебных заведениях Казани, Пермского края и Московской области. В 2025 году все нападения происходили в марте, апреле, сентябре и декабре. Нападали школьники с ножами и молотками, не используя огнестрельное оружие.
В 2026 году частота совершения преступлений выросла. Пять из них — за неполный февраль.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
|---|
Хроника нападений в 2026 году:
![]() Фото: С камер видеонаблюдения в Керченском политехническом колледже |
|---|
Психологи, аналитики, депутаты, общественные деятели называют разные причины роста числа атак школьников:
![]() Фото: 66.RU |
|---|
Жертвой последнего нападения в Анапском индустриальном техникуме стал охранник, «принявший удар на себя». 55-летний мужчина получил тяжелые ранения, успел вызвать правоохранителей и не позволил нападавшему пойти дальше, но сам скончался от полученных травм.
В конце декабря 2025 года девятиклассник устроил атаку в Успенской общеобразовательной школе в Одинцово. Первым он напал на охранника: ударил мужчину ножом и распылил газовый баллончик. Подростка остановить не удалось, и он успел зарезать десятилетнего мальчика.
В 2023 году в брянской гимназии школьница пронесла с собой дробовик и стреляла в одноклассников. Тогда одна девочка погибла, еще четверо пострадали. Огнестрельное оружие попало в учебное заведение несмотря на рамки металлодетектора.
«Мы до трагедии проводили эксперимент — думали, как она вообще срабатывает. Понимаете, это пиканье было бесконечным. Канцелярия в портфелях, ключи, телефоны и так далее — [пищало все]. Мы взяли просто одну скрепку. Вот ничего [металлического на человеке] нет, просто скрепка в руке. Она так же пищит. Нужно, чтобы рамка различала по металлу или по сплаву, что вот это — опасно. И загоралась цветом, чтобы был сигнал тревоги», — рассказала проекту «Пост» охранница той самой брянской школы Галина Черткова.
Еще одна проблема — финансирование. У некоторых школ нет бюджетных средств для того, чтобы нанять частную охранную организацию для обеспечения безопасности в школах. Например, в Екатеринбурге сотрудники ЧОП получают 131 рубль в час за охрану образовательных учреждений. На вакансии с такими низкими зарплатами направляют низкоквалифицированных сотрудников. «Из-за этого у нас руководители [в школах] вынуждены брать на себя большую функцию контроля за работой охранников. В результате ЧОПы часто получают предписания», — говорит глава департамента образования города Инна Гумбатова.
После случая в Успенской школе депутат Госдумы Нина Останина выступила с инициативой предусмотреть в федеральном бюджете финансирование охраны российских школ силами Росгвардии.
Однако такую инициативу активно обсуждали после стрельбы в Керчи, Казани, Ижевске, Брянске. Но в Росгвардии объяснют: у ведомства не хватит сотрудников и финансирования, чтобы взять под охрану все школы страны.
* Движение «Колумбайн» (другое название — «Скулшутинг») признано террористическим и запрещено на территории Российской Федерации