Инцидент произошел поздним вечером 28 ноября 2023 года. Все началось в квартире на улице Хрустальногорской, где жил Сергей Южаков. Вечером ему позвонил незнакомец и попросил выйти на улицу поговорить, утверждая, что кто-то поцарапал его машину.
Однако в подъезде Южакова встретили старший лейтенант Артем Иванов и оперуполномоченный Евгений Гордеев. Они задержали его по подозрению в сбыте наркотиков. А в квартире нашли запрещенные вещества.
На служебной машине задержанного отвезли в Управление по контролю за оборотом наркотических средств ГУ МВД по Свердловской области (Степана Разина, 31). Когда автомобиль остановился, Южаков попытался выскочить из него и убежать. Кричал, что «не хочет сесть в тюрьму», и ударил Артема Иванова в грудь и по рукам. Но попытка бегства не удалась.
Внутри задержанного встретил майор Дмитрий Хохлов, следует из обвинительного заключения, копия которого есть в распоряжении 66.RU.
По версии следствия, Хохлов заставил Южакова на четвереньках подняться на четвертый этаж до своего кабинета и требовал, чтобы тот громко кричал: «Я тигр». Затем он приказал подозреваемому держать на вытянутых руках пятилитровую бутылку, отжиматься и приседать в течение часа.
Когда у Южакова заканчивались силы, полицейский вставал ему на голени и с силой давил, считает обвинение. Затем оперуполномоченный избил его руками и ремнем. Потребовал, чтобы задержанный назвал пароль от ноутбука и признался в распространении наркотиков, найденных у него дома.
Позже Южакова доставили в больницу. Полицейский сломал ему четыре ребра, врачи диагностировали ушиб мозга и кровоизлияние в левый глаз.
Частично то, что происходило в это время в отделе, зафиксировали камеры видеонаблюдения. Посмотрите:
У полицейских другая версия произошедшего. В показаниях Артем Иванов сообщил, что Сергей Южаков вел себя неадекватно. В частности, сам «встал на корячки и пополз на четвертый этаж», а еще угрожал оперативникам расправой, кричал и бился головой об пол.
Дмитрий Хохлов свою вину отрицает. На очной ставке он заявил, что выполнять физические упражнения Южакова не заставлял, и что тот был под наркотиками, в чем сам признавался оперативникам. Более того, по версии полицейского, задержанный сам встал на четвереньки, чтобы «вывести из организма наркотики, о принятии которых он сообщил ранее».
Но применение силы бывший майор признал, объяснив это угрозой, исходившей от слишком агрессивного матерящегося Сергея Южакова в неадекватном состоянии.
Тем не менее, Дмитрию Хохлову предъявили обвинение в «превышении полномочий с применением насилия». По этой статье ему грозит срок в колонии от 3 до 10 лет.
После внутренней проверки в декабре 2023 года Хохлова уволили из полиции «в связи с совершением поступка, порочащего честь сотрудника».
При задержании на Сергея Южакова составили административные протоколы о потреблении наркотиков и неповиновении полиции, рассказал в беседе с 66.RU Дмитрий Хохлов. «При задержании он сопротивлялся и ударил моего коллегу. У него дома мы нашли полкилограмма марихуаны и гашиша, закладки», — отметил он.
Хохлов подчеркнул, что сначала у Южакова не было претензий к силовикам, однако после беседы со своим адвокатом он заявил о давлении со стороны Хохлова. «Он предлагал нам взятки, неоднократно менял показания, чтобы избежать уголовной ответственности. Когда мы вышли из служебной машины, он упал на четвереньки и отказывается идти на ногах. Я его не сдерживал, я шел рядом чтобы контролировать его безопасность», — пояснил Хохлов.
По словам бывшего полицейского, позже Южаков начал оскорблять его на расовой почве и говорить: «если я встану, ты ляжешь». Хохлов пытался успокоить задержанного и прижал ему икры ногой.
«Южаков оговорил Хохлова, чтобы избежать уголовной ответственности за сбыт наркотиков. Однако ему это не удалось — он осужден. После приговора Южаков потерял интерес к делу. Во время предварительного следствия он давал противоречивые показания относительно вины Хохлова. Оговор со стороны Южакова очевиден», — заявил в беседе с 66.RU адвокат Дмитрия Хохлова Руслан Султангулов.
По его словам, Сергея Южакова приговорили к девяти годам колонии строгого режима. После приговора он отправился в зону специальной военной операции.