На этой неделе судья Первоуральского суда Татьяна Попова вынесет приговор по делу бывшего начальника управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД по Свердловской области Ивана Ергеледжи. В понедельник, 15 января, он выступил с последним словом, в котором заявил о своей невиновности. История, рассказанная бывшим силовиком, сильно отличается от версии прокуратуры.
Версия обвинения
По версии прокурора, экс-полицейский Иван Ергеледжи получил 1,5 млн рублей за обещание помочь своему знакомому бизнесмену прекратить проверку по вырубке леса около Первоуральска. При этом следствие считает, что Ергеледжи деньги никому передавать не собирался. Бывшему наркоборцу вменяется покушение на мошенничество в особо крупном размере.
Во время одного из судебных заседаний был допрошен свидетель Евгений Сизов, директор ООО «Промлес». Он рассказал, что обратился к Ергеледжи как к влиятельному силовику за помощью, чтобы тот за вознаграждение договорился с УБЭП о прекращении проверок по лесозаготовкам в отношении его знакомого, бизнесмена Михаила Чиркова.
Евгений Сизов |
Как сообщил Сизов, Чирков сначала передал первую половину денег, 750 тыс. рублей. Эти деньги Иван Ергеледжи у него не принял, а потребовал всю сумму сразу. При передаче второй части денег от Чиркова сотрудники ФСБ задержали Сизова. После этого он согласился на следственный эксперимент под контролем ФСБ, чтобы поймать с поличным Ивана Ергеледжи.
Позже, после получения 1,5 млн рублей, Ергеледжи задержали оперативники ФСБ. Прокурор запросил для Ивана Ергеледжи шесть лет лишения свободы, штраф в полмиллиона рублей и лишение специального звания подполковника полиции.
|
---|
Справа налево: Михаил Чирков, Евгений Сизов |
Версия обвиняемого и защиты
В своем последнем слове экс-полицейский Иван Ергеледжи рассказал, как происходили события с его точки зрения, и снова заявил о своей невиновности.
С предпринимателем Евгением Сизовым он действительно знаком и находился в приятельских отношениях. У последнего есть две фирмы — ИП Сизов и ООО «Промлес» — в сфере лесозаготовок. Предприятия не приносили особой прибыли, потому что Сизов не мог получить лесоотвод, так как не знал, как юридически оформить необходимые документы для торгов. За помощью в подборе юриста Сизов обратился к Ивану Ергеледжи.
«Сизов предложил мне за юридическую помощь в оформлении лесоотвода под вырубку долю в 50% в его фирме. Я ответил, что юридически помочь ему смогу, но от доли как госслужащий откажусь, так как это прямо запрещено законом», — заявил в своем обращении к суду Иван Ергеледжи.
Позже экс-полицейский нашел юриста в сфере лесопромышленности, Наталью Волкову, которая попросила за свои услуги сумму в 400 тысяч рублей. По словам Ивана Ергеледжи, Сизов посчитал, что это слишком много. Тогда экс-полицейский предложил заплатить половину этой суммы взамен будущей прибыли с лесозаготовок. Сизов ответил, что его это устраивает и при наличии свободных 200 тысяч рублей обратится к Ергеледжи.
Напомнил о себе Сизов только через полгода, в апреле 2023 года, и предложил встретиться во дворе своего дома для передачи его части денег для юриста Волковой.
«Я подъехал к его дому вечером 9 апреля. Обратил внимание, что у Сизова были ссадины на лице, на лбу. Он пояснил, что у него все нормально и мало времени, бросил черный пакет на заднее сиденье и вышел из машины», — так описывает ситуацию перед задержанием Иван Ергеледжи.
Через минуту сотрудники УФСБ задержали Ивана Ергеледжи. В черном пакете находилось 30 тысяч рублей настоящими банкнотами и 1 млн 470 тысяч фальшивыми.
Адвокат Владимир Ефремов |
Иван Ергеледжи, ознакомившись с материалами уголовного дела, пришел к выводу, что Евгений Сизов занимался лесозаготовкой вместе с потерпевшим Михаилом Чирковым. Последний задолжал Сизову 800 тысяч рублей за работу.
Евгений Сизов, не зная, как получить деньги от Чиркова, пожаловался на это Ивану Гилеву, руководителю Билимбаевского лесничества. Вместе они придумали план, как заставить бизнесмена вернуть деньги. Иван Гилев стал пугать Михаила Чиркова проверками со стороны УБЭП и настоятельно рекомендовал обратиться за решением проблемы к Сизову, у которого, по его словам, были там «связи».
Михаил Чирков под уговоры Гилева «согласился» на сделку и сумму в 1,5 млн рублей для сотрудников УБЭП. Первую часть суммы в 750 тысяч рублей он передал Евгению Сизову. А на передачу второй части приехал с сотрудниками УФСБ, к которым он пришел с заявлением о вымогательстве ранее.
После задержания сотрудниками ФСБ Сизова и Гилева, рассказывает Ергеледжи, им было предложено «сдать» того самого сотрудника УБЭП, которому предназначалась взятка. За это им якобы пообещали освободить от уголовной ответственности. Так как Сизов изначально обманывал Чиркова о том, что у него есть «связи» в УБЭП, «сдавать» было некого. Тогда он вспомнил про разговор, который состоялся в августе 2022 года, по поводу юридического сопровождения и гонорара юристу в 400 тысяч рублей, и выбор пал на Ивана Ергеледжи.
Так предшествующие его задержанию события описывает Иван Ергеледжи. В своем последнем слове он заявил, что сотрудники ФСБ хотели получить «статистическую палочку» за раскрытие должностного преступления. При этом, по его словам, не имело значения, кого именно привлекать к ответственности.