Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Наводчик боевиков ОПС «ДДТ» сдался полиции. Он 20 лет находился в розыске и спокойно жил в Екатеринбурге

судебная хроника
26 декабря 2023, 18:00
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
В Чкаловском районном суде стартовал процесс по делу Александра Драчева. Обвинение считает его участником ликвидированного в нулевые годы организованного преступного сообщества «ДДТ», связанного с одноименной сетью автосалонов. Главу группировки Равиля Хакимова и 17 его сообщников приговорили к длительным срокам заключения. Александра Драчева не смогли задержать в момент разгрома «ДДТ». Недавно он сам сдался полиции и утверждает, что почти два десятка лет спокойно жил в Екатеринбурге, будучи в розыске. По мнению следователей, Драчев возглавлял службу скрытого наблюдения за неугодными руководству группировками и участвовал в расправе над ними.

Наводчик для боевиков

Следствие предъявило 52-летнему Александру Драчеву обвинение по ч. 2 ст. 210 УК РФ («Участие в преступном сообществе») и в совершении двух эпизодов по ч. 3 ст. 111 УК РФ («Причинение тяжких телесных повреждений, совершенное организованной группой»). Несмотря на тяжесть вмененных ему статей, суд не стал заключать мужчину под стражу, а отправил под домашний арест, приняв во внимание тяжелое состояние его здоровья.

Уголовное дело Драчева связано с сетью автосалонов «ДДТ», руководители которой для борьбы с конкурентами создали организованное преступное сообщество. По версии следствия, Александр Драчев руководил законспирированным подразделением, отвечавшим за разведку. В его обязанности входила слежка за лицами, неугодными руководству «ДДТ».

Он выступал своего рода наводчиком для боевиков группировки, определяя адреса жертв, их распорядок дня и маршруты следования. Драчев обладал необходимыми навыками, так как в «ДДТ» он пришел работать из оперативно-поискового управления МВД.

Боевики «ДДТ» совершили множество нападений, но в обвинительном заключении Драчева только два эпизода. Один из них — покушение на экс-партнера главы «ДДТ» Равиля Хакимова — Щипачева. Согласно материалам дела, в 2003 году Драчев выследил бизнесмена и навел на него боевиков. Те напали на Щипачева на улице Посадской. Мужчине выстрелили из дробовика в спину и уже раненого избили арматурой.

В 2004 году Драчеву, по версии следствия, поступил заказ на недовольного клиента «ДДТ» Романа Енисеева (имя и фамилия потерпевшего изменены по его просьбе). Последний завалил надзорные ведомства и суды жалобами на работу автосалона. В сентябре на Енисеева напали и жестоко избили.

Драчев смог избежать задержания в декабре 2004 года, когда силовики провели массовые аресты участников группировки «ДДТ». С тех пор мужчина находился в розыске, а его уголовное дело было выделено в отдельное производство.

«Я лично в феврале 2023 года привел Драчева к следователю, — рассказал 66.RU адвокат обвиняемого Михаил Кирушкин. — Установлено, что в последние годы он спокойно жил у себя дома и никто его не трогал. Следователь вынес представление в адрес полиции, почему это человек, находящийся в розыске, спокойно проживает дома».

Сам Драчев не считает себя виновным. «Я занимался тем, что выявлял наблюдение за Хакимовым, потому что он боялся покушения. Просто он усилил охрану моими навыками. Никаким наблюдением я не занимался. Наоборот, я выявлял наблюдение за Хакимовым», — заявил 66.RU Александр Драчев.

«Деньги делают татары»

Екатеринбургская сеть автосалонов «ДДТ» открылась в 1994 году. Глава компании Равиль Хакимов договорился с АвтоВАЗом о льготных условиях. Дела компании быстро пошли в гору. К концу 90-х в Екатеринбурге у «ДДТ» практически не осталось конкурентов.

«ДДТ» была огромным предприятием с миллиардным оборотом. В 30 салонах компании, расположенных по всему Уралу — в Свердловской области, Кургане, Магнитогорске, Сургуте и так далее, трудились более пяти тысяч сотрудников», — рассказал 66.RU на условиях анонимности собеседник из окружения Равиля Хакимова.

«ДДТ» занималась не только продажей автомобилей. Многочисленные родственники Хакимова и сотрудники, которым он доверял, участвовали в бизнесе, возглавляя отдельные юридические лица. Между партнерами были распределены многочисленные автосервисы, автосалоны, стоянки, автомойки, сеть кафе, частные охранные предприятия, торговый дом и транспортная компания. Популярной расшифровкой названия «ДДТ» стало — «деньги делают татары».

Большая прибыль обеспечила Хакимову доступ к властям. Его компания стала меценатом и спонсором различных социальных проектов: от поддержки детских домов до финансирования спортивных команд свердловских силовых ведомств. Теплую связь бизнесмена с правоохранителями потом частенько будут вспоминать журналисты. Сегодня ветераны силовых ведомств утверждают, что у тех разговоров была реальная почва, однако в конечной редакции уголовного дела о коррупционных связях компании ничего не говорилось.

В 2001 году Равиля Хакимова задержали, обвинив по ст. 174 УК РФ («Отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»). По версии следствия, компания скрывала прибыль, используя расписки от руководителей фиктивных предприятий, таким образом избегая уплаты части налогов.

Наводчик боевиков ОПС «ДДТ» сдался полиции. Он 20 лет находился в розыске и спокойно жил в Екатеринбурге
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU

Равиль Хакимов в период его содержания в ИК-5 Нижнего Тагила

Несколько месяцев Хакимов провел в СИЗО. Это стало поворотным моментом в истории «ДДТ». Несмотря на то, что адвокатам удалось добиться прекращения уголовного дела, сеть автосалонов начала разваливаться.

«За те полгода, что Хакимов находился в СИЗО, солидная часть руководителей его автосалонов отделилась и стала работать самостоятельно. Они забрали под себя салоны и парковки. Разворовали сильно. Когда Хакимов вышел на свободу, он кинул клич: «Верните все, и будем работать дальше». Около трети партнеров вернулись. На остальных написали заявления. Их привлекли к ответственности, и удалось вернуть вторую треть имущества. Оставшаяся треть стала активно сопротивляться. По ним начала работать служба безопасности «ДДТ», — вспоминает человек из окружения Хакимова.

Костяк службы безопасности «ДДТ» формировался из ветеранов силовых ведомств. Как выяснилось в ходе расследования, она состояла из нескольких отделов, среди которых была служба внешней и внутренней разведки, наружного наблюдения и силового блока (по сути, боевиков). В числе последних были не только сотрудники бизнес-империи, в материалах дела фигуририровали данные о том, что контролировавший ЧОП «Ригс» Равиль Хакимов «пытался ставить задачу о вооружении группы цыган, а затем пэтэушников для создания особой группы по его поручениям».

Служба безопасности работала по методам 90-х. Несговорчивых конкурентов сначала запугивали: парковки автосалонов закидывали гранатами, окна жилищ обстреливали, затем бывших партнеров избивали, в случае дальнейшей несговорчивости убивали.

Последствия подрыва «Лексуса» экс-партнера Хакимова Дмитрия Оглоблина. Машина была припаркована на стоянке автосалона «ДДТ» на улице Ясной. Сейчас на этом месте расположен ТЦ «Фан-Фан».

Криминальная война шла несколько лет, пока накануне нового 2005 года свердловские силовики не провели широкомасштабные обыски и задержания сотрудников службы безопасности «ДДТ» и самого Равиля Хакимова. Тогда же правоохранители изъяли арсенал группировки — снайперские винтовки, автоматы, гранаты, взрывчатку и пистолеты.

«Служба безопасности работала исключительно в интересах ассоциации. Часть вопросов решалась в рамках закона, а где-то перегибали палку. Но смысл в том, что зачастую Хакимов был не в курсе способов, к которым прибегала его СБ. Против Хакимова никто так и не дал показаний. А все фигурировавшие в деле явки с повинной были выбиты. К примеру бумага, которую подписал Охлопков [Константин Охлопков, один из руководителей службы безопасности] была вся в крови. После того как человеку выдирают ногти из пальцев и заставляют писать явку, он не сможет не заляпать все вокруг», — утверждает близкий к Хакимову собеседник 66.RU.

«Заткнуть рот»

Версию о том, что служба безопасности «ДДТ» работала только по экс-партнерам Равиля Хакимова, опровергает тот самый недовольный клиент — Роман Енисеев. В 1999 году в салоне «ДДТ» на улице Армавирской он купил автомобиль «Ока». Судя по всему, машина изначально оказалась бракованной. С первых дней владения Енисеев мучился с ремонтом. После того как двигатель вовсе отказался заводиться, он обратился с жалобой в автосалон. «Там меня просто послали», — рассказал Енисеев.

После этого Роман Енисеев пошел в суд и параллельно стал писать жалобы на «ДДТ» во всевозможные инстанции: в прокуратуру, антимонопольную службу, комитет по защите прав потребителей.

В 2003 году суд встал на его сторону и потребовал от автосалона на Армавирской заменить бракованную машину. К тому моменту салон сменил юрлицо и судебное решение оказалось невыполнимым. Енисеев подал новый иск уже к Заводу малолитражных автомобилей. В 2004 году покупатель выиграл иск, и завод предоставил ему новую машину.

Летом того же года Енисеев обнаружил за собой слежку. Супруга мужчины заметила, что следом за ним постоянно ездит темно-зеленый ВАЗ-2109. Енисеев снимал подозрительную машину на видеокамеру и сообщал о ней в милицию. Но та не приняла никаких мер.

В сентябре 2004 года на возвращавшегося из гаража домой Енисеева напали. Он запомнил двух нападавших и первые удары по голове, после чего потерял сознание. Придя в себя, смог позвать на помощь и снова потерял сознание, очнулся только через 21 день, в больнице.

«Я перенес несколько трепанаций черепа. По новой учился ходить. У меня в черепе теперь стоит две пластины. Я убежден, что этим нападением мне хотели заткнуть рот», — объясняет Елисеев.

Наследие «ДДТ»

Равиля Хакимова и его безопасников обвинили в создании организованного преступного сообщества, многочисленных покушениях и убийствах. Обвинение разбили на несколько уголовных дел, серию которых Свердловский областной суд рассматривал с 2006 по 2011 год.

Силовики сравнивали группировку Хакимова с крупнейшими российскими криминальными объединениями. Так, в 2006 году министр МВД РФ Рашид Нургалиев отчитался на внутренней коллегии ведомства о ликвидации двух крупнейших преступных сообществ — «ДДТ» и «Уралмаш».

Защита Хакимова в судебных процессах строилась на том, что глава «ДДТ» не знал о методах работы его службы безопасности, а значит, убийства и подрывы — инициатива сотрудников. В судах эта версия не устояла, обвинение доказало, что Равиль Хакимов лично отдавал указания расправиться с экс-компаньонами.

Судебный процесс над руководителями «ДДТ» растянулся не несколько лет.

В 2011 году главу «ДДТ» признали виновным в создании банды и серии заказных убийств и по совокупности всех приговоров назначили наказание в виде 25 лет заключения. 17 его подельников были приговорены к серьезным срокам в колонии: от 8,5 до 23 лет.

Параллельно с судебными процессами продолжался распад «ДДТ». Но теперь контроль над активами пытались перехватить супруга Равиля Наталья Сибирякова и его брат Раиф Хакимов. Сопротивляясь, создатель «ДДТ» смог инициировать возбуждение уголовных дел: по факту мошенничества против супруги и контрабанды американских грузовиков — против Раифа Хакимова. Сибиряковой пришлось скрыться от уголовного преследования за границей. По некоторым данным, она осела в Болгарии. А Раиф, отбившись от уголовного дела, продолжает жить на Урале.

Самому Хакимову удалось сохранить часть своих активов. По некоторым данным, он контролирует их через доверенных лиц. В период расцвета «ДДТ» получила в долгосрочную аренду множество земельных участков в Екатеринбурге. Действия наследников и правопреемников компании порой приводят к конфликтным ситуациям. Один из последних скандалов был связан со строительством автосалона над недостроенной станцией метро «Бажовская».

Дмитрий Антоненков