Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства

29 декабря 2022, 15:15
Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: кадр ТВ ГУВД Свердловской области, скрин 66.RU
Всего за год они совершили восемь налетов на торговцев с екатеринбургского «Таганского ряда». Их самым крупным уловом стал чемодан, в котором лежало почти 35 млн рублей. Они были связаны с запрещенным на территории РФ, признанным террористическим Исламским государством и палили из автоматов посреди оживленной улицы. История последней банды Екатеринбурга, погрузившей город в атмосферу девяностых, – в материале 66.RU.

Историю банды вы можете прочитать, а можете посмотреть в этом видео:

Стремительное появление бойцов в масках, окрики, стрельба и удары. Чаще всего нападения бригады Сатторова занимали не более полутора минут. Застигнутые врасплох перевозчики крупных сумм старались скинуть деньги, чтобы спасти жизнь и здоровье.

Главным фактором успеха группировки стала внезапность. Несмотря ни на какие меры конспирации курьеров-инкассаторов, бандиты всегда знали, кто, когда и куда повезет наличность.

Старший

Орифжон Сатторов на фоне остальных участников группировки выделяется высоким ростом, накачанными мышцами и большими кулаками. Но от его грозного вида не остается следа после того, как он надевает очки и интеллигентно утыкается в документы.

Те из обвиняемых, что стали сотрудничать со следствием, рассказали силовикам, что в их группе все считали Сатторова старшим. Он и по возрасту самый старший из них.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Орифжон Сатторов

Единомышленников Сатторов собрал к 2016 году в двух тысячах иклометрах от Екатеринбурга — Дмитрове. Их он находил в подмосковных мечетях и среди клиентов — он руководил бригадой строителей, мог сделать ремонт в квартире или построить дом.

Помимо харизмы Орифжона, людей вокруг него сплотила вера в радикальный ислам. В середине десятых они даже принесли присягу руководству Исламского государства (ИГ), утверждает следствие. Полевые командиры требовали от неофитов уплаты взносов на продолжение джихада. Но доходов с трудом хватало на себя. Друзья задумались: где достать деньги?

Показания участника группировки Эльдара Закиржаева:

— Мы, совместно с Сатторовым, Ахмедовым, Салаевым, не позднее мая 2017 года приняли решение осуществлять разбойные нападения на граждан с целью завладения крупными суммами денежных средств. Возможно, данные граждане и раньше этим занимались, но мне об этом неизвестно. Точную дату не помню, в сентябре 2017 года я, Сатторов, Ахмедов сидели в кафе города Дмитров. Кто-то из них предложил заработать крупную сумму денег. Сообщили, что в Екатеринбурге есть оптовый рынок «Таганский ряд». Там торгуют оптовики, и у них на руках имеются крупные суммы наличности. Можно совершить нападение и завладеть денежными средствами. Я согласился.

Как выяснило следствие, командиры ИГ подсказали Сатторову, где можно достать оружие, но самое главное — свели с человеком с «Таганского ряда», который знал о перевозчиках крупных денежных сумм.

В сентябре 2017 года Кержаков, Сатторов, Ахмедов и Салаев сели в машину и отправились в Екатеринбург.

Первое дело

В Екатеринбурге сатторовцы разместились в сдававшейся посуточно квартире. Их контактом здесь стал Рагиб Гусейнов — коммерсант родом из Азербайджана, владевший автосервисом на улице Союзной. Он предоставил в распоряжение столичных гостей ВАЗ-2115 и объяснил, что их целью будет уроженец Китая, который 14 сентября отъедет от «Таганского ряда» на белой BMW X6 c солидной суммой денег.

В назначенный день Гусейнов помог заезжим гастролерам выследить нужный BMW. Те проехали за машиной до двора дома на Технической. Когда бизнесмен вышел из машины, бандиты попытались его остановить криками «Стой». Увидев агрессивных мужчин в масках, коммерсант бросился к подъезду своего дома. У самых дверей его догнали и повалили. Спасаясь, он отбросил от себя пакет с деньгами. Нападавшие подобрали сумку и скрылись.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Погоня по двору дома на Технической попала на камеры наблюдения.

Добычей бандитов стали 5 млн рублей. По 700 тыс. забрали себе боевики, а оставшиеся 3,2 млн отдали Гусейнову и его информатору. Так сатторовцы провели свой первый налет.

Группировка активизировалась со второй половины 2018 года. Работа велась по одной схеме: к назначенному времени из Дмитрова в Екатеринбург съезжались боевики. Чаще всего это были Сатторов, Ахмедов и Салаев. Рагиб Гусейнов обеспечивал их машинами и передавал информацию о цели.

В июле 2018-го бандиты ограбили директора ресторана «Утка по-пекински». Угрожая пистолетом, преступники забрали у него 570 тыс. рублей.

При следующем нападении грабители решили изменить схему атаки. Если раньше они всегда дожидались выхода жертвы из машины, то сейчас было решено напасть на курьера прямо в автомобиле. Их целью был родственник главы армянской общины Свердловской области Гарик Мартиросян.

5 сентября 2018 года он отъехал от «Таганского ряда» на черной Audi. За немецким автомобилем тут же увязался зеленый ВАЗ-2112 с грабителями. Как позже выяснится, они двигались на угнанной машине.

На перекрестке улицы Завокзальной и проспекта Космонавтов Audi встала в пробку. Преследователей и их жертву разделяло несколько машин. Грабители вышли из «Лады» и быстрым шагом направились к своей цели. Ахмедов на ходу открыл огонь из АК-47. Он пытался стрелять по колесам Audi, но одна из пуль по касательной попала в руку водителю. Однако тот не растерялся, вывернул руль, на спущенных покрышках объехал пробку по тротуару и на полной скорости рванул через Космонавтов до Мамина-Сибиряка, остановившись только у экипажа ГИБДД, патрулировавшего улицу.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Следствие считает, что именно Руслан Ахмедов палил по Audi из автомата.

Налетчики вернулись в свое авто и так же, по тротуару, бросились в погоню. Однако, заметив, что их жертва обрела полицейскую защиту, грабители проехали мимо. Они бросили машину на улице Испанских Рабочих и ушли дворами. А в багажнике Audi осталась лежать нетронутой сумка с 30 млн рублей.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: 66.ru, группа "Инцидент Екатеринбург" в сети "ВКонтакте"

Основной проблемой, с которой столкнулись следователи, разбирающиеся в этих налетах, — недоверчивость потерпевших. Ведь зачастую они являлись перевозчиками черного нала.

Тем временем, несмотря на провал атаки на Audi, банда продолжила свою деятельность.

  • В октябре 2018 года на стоянке ТЦ «Карнавал» бандиты открыли огонь по уроженцу Киргизии и отняли у него 7,5 млн рублей. Жертва нападения получила ранение в шею.
  • На следующий день группировка напала на кассира граждан Киргизии, работавших на «Таганском ряду». Улов бандитов составил 5 млн рублей.
  • Следующее нападение произошло в феврале 2019 года около одного из отделений Сбербанка на улице Опалихинской. Жертвами стали двое граждан Китая. У них грабители отняли сумку с 3 млн рублей.
  • 2 апреля 2019 года участники бригады обстреляли машину на парковке аэропорта Кольцово, а после похитили из нее сумку с 20 млн рублей.

После налета в Кольцово силовики вышли на след бандитов, а в конце апреля их задержали. При обысках изъяли один АК-47, травматический пистолет и ПМ. Стоит отметить, что задержали не только лиц, принимавших непосредственное участие в нападениях, но и тех, кто вместе с Сатторовым принес клятву ИГ.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Во время обыска у Адыля Салаева нашли боевой пистолет и «Осу». На вопрос, откуда у него взялся пистолет, Салаев ответил: «Нашел».

Из девяти задержанных только один, Эльдар Закиржаев, стал работать со следствием. Он принимал участие в нескольких нападениях и рассказал, что смог. А после погиб в СИЗО при невыясненных обстоятельствах. Следствие, изучавшее его смерть, не нашло причин для возбуждения уголовного дела.

Закиржаев не знал ни фамилии, ни контактов екатеринбуржца Рагиба Гусейнова. Учитывая, что остальные участники банды отрицали свою виновность и отказывались рассказывать о налетах, следователям было неоткуда взять информацию о Гусейнове. В этот раз «черный воронок проехал мимо» него.

Банда 2.0

В разгар работы следователей с задержанными из Дмитрова, в Екатеринбурге произошел новый налет на курьера с «Таганского ряда». 21 ноября 2019 года гражданин Киргизии Муратбек Улуну должен был доставить в Бишкек чемодан с 34,7 млн руб. Деньги принадлежали его родственнику, торгующему на екатеринбургском рынке, и его партнеру.

Когда Улуну вышел из машины и направился к гостинице Angelo, через которую он должен был пройти в здание аэровокзала, его начали обстреливать. Первая пуля прошила куртку, вторая попала в локоть, а третья ниже спины. Курьер слышал крики: «Вали его!». Чемодан выпал из рук Муратбека, а сам он бросился бежать. Бандиты забрали деньги и на машине рванули с парковки, повредив шлагбаум на выезде.

Как позже выяснилось, оставшийся без боевиков Гусейнов и его информатор решили сами пойти на дело. В помощники взяли екатеринбуржца Георгия Прохура и жителя Санкт-Петербурга Самира Аббасой.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Георгий Прохур

Чтобы выйти на след возрожденной банды, силовикам потребовался почти год. Гусейнова задержали в конце лета 2020-го. В этот момент он готовился к новому налету. Осознав в СИЗО открывающиеся перед ним перспективы, он заключил сделку со следствием и начал рассказывать… Так следователи узнали об информаторе банды — простом торговце с «Таганского ряда» Низами Рагимове.

Последний — уроженец Азербайджана. Жил в Екатеринбурге в квартире семьи брата. Владел шашлычкой на улице Технической и точкой на «Таганском ряду», где продавал кепки.

Рагимов отказался признавать вину. Подтверждал знакомство с Гусейновым, но объяснял свои регулярные встречи с ним покупкой машины, которую обслуживал в автосервисе Рагиба.

Джихад с грабежом. История банды налетчиков, присягнувших полевым командирам Исламского государства
Фото: Дмитрий Антоненков

Низами Рагимов

Боевики избрали такую же тактику защиты.

Версия обвиняемых

Несмотря на то, что у трех из четырех обвиняемых, вина в ряде разбойных нападений уже была доказана в московском суде, на процессе в Свердловском областном — они продолжали настаивать на своей невиновности и непричастности к деятельности банды, нападавшей на курьеров в Екатеринбурге.

— Нарушения наших прав начались с первого дня нашего задержания. Мы были избиты в первый же день. Нас вывозили в лес, чтобы я сам себя оговаривал по части терроризма и части хранения оружия. При этом, у меня дома не было обнаружено ни оружия, ни наркотиков. Из меня делают монстра-террориста, — заявлял на суде Сатторов.

Стоит отметить, что следствию не удалось обнаружить ни один из оружейных стволов, при помощи которых совершались нападения на курьеров в Екатеринбурге. Единственное найденное оружие — травматическая «Оса» и пистолет найденные при обыске у Салаева. Однако экспертиза показала, что все выстрелы при налетах в Екатеринбурге, были сделаны из других стволов.

Кроме того, мать Адыля Салаева Марьяна выступая в суде с показаниями по эпизоду об ограблении курьеров на парковке аэропорта Кольцово 2 апреля 2019, заявила, что в тот день, ранним утром ее сын вернулся в Дмитров. Следовательно, он не мог участвовать в налете. Правда, ни она, ни адвокат Адыля, не предоставили более убедительных доказательств, нежели слова матери.

Свои приезды из Дмитрова в Екатеринбург, обвиняемые не отрицали. Но объясняли их не криминалом, а бизнем-интересом или покупками автомобилей у Рагиба Гусейнова. Вот только даты их визитов на Урал, по странному стечению обстоятельств, совпадали по времени с налетами на курьеров.

Кроме того, в материалах дела нет данных о том, как именно простой торговец кепками Низами Рагимов собирал информацию о перевозках крупных сумм наличности. Зато потерпевшие торговцы, в свои показаниях рассказывали, что переправляли деньги, соблюдая различные меры конспирации.

Наконец, в деле нет ответа на вопрос: каким образом торговцы с «Таганского ряда», переправляли чемоданы набитые наличностью через аэропорт Кольцово. Хотя, к делу банды это, конечно, и не имеет прямого отношения.

Ссылаясь на различные нарушения, все обвиняемые требовали вернуть дело на дополнительное расследование. Однако, присяжных эти доводы не убедили и они признали подсудимых виновными почти по всем пунктам обвинения.

Приговор

Московский окружной военный суд, рассматривавший террористическую деятельность группы Сатторова, еще летом 2022 года огласил для подсудимых наказание.

  • Суд приговорил Сатторова к 22 годам лишения свободы. Первые 8 лет наказания он проведет в тюрьме, а оставшийся срок — на строгом режиме. Кроме того, он должен выплатить 800-тысячный штраф.
  • Руслана Ахмедова приговорили к 17 годам, из которых первые 6 лет он проведет в тюрьме, а оставшиеся — на строгом режиме.
  • Максим Сатавалдинов осужден к 16 годам, из которых 7 лет тюрьмы, а оставшиеся — особый режим.
  • Гамзе Нурмагомедов по решению суда лишен свободы на 15 лет, из которых 5 ему нужно провести в тюрьме, а оставшиеся — на особом режиме.
  • Тагира Султанова приговорили к 6 годам тюрьмы, по истечении которых ему придется отбыть еще 7 лет на строгом режиме.
  • Адыль Салаев лишен свободы на 11 лет. Первые 5 лет ему нужно провести в тюрьме, а оставшийся срок — в колонии строгого режима.
  • По решению суда Дауд Мамилов осужден к 8 годам в колонии общего режима и штрафу 150 тыс. руб.
  • Наименьшее наказание получил Айдын Мехдиханов — он проведет 7 лет в колонии общего режима. Также ему нужно выплатить штраф 100 тыс. руб.

По эпизодам, рассмотренным в Екатеринбурге, Свердловский областной суд вынес следующие приговоры:

  • Сатторов — 16 лет лишения свободы, 300 тыс. рублей штрафа;
  • Салаев — 8,5 лет лишения свободы, 150 тыс. рублей штрафа;
  • Ахмедов — 16 лет лишения свободы, 300 тыс. рублей штрафа;
  • Рагимов — 16 лет лишения свободы в колонии строгого режима, 300 тыс. рублей штрафа. Оправдан присяжными по одному из эпизодов.

В отличие от Рагимова, судимого впервые, у остальных по сувокупности приговоров наказание будет следующим:

  • Сатторов — 27 лет лишения свободы, из них первые 8 лет тюрьмы, остальные — в колонии строгого режима; 900 тыс. рублей штрафа;
  • Салаев — 12 лет лишения свободы, из них первые 5 лет в тюрьме, остальные — в колонии строгого режима; 300 тыс. рублей штрафа;
  • Ахмедов — 22 года лишения свободы, из них первые 6 лет в тюрьме, остальные — в колонии строгого режима; 500 тыс. рублей штрафа.

Так закончилась история последней банды Екатеринбурга.