Росавиация опубликовала результаты расследования посадки Airbus на кукурузном поле в Жуковском в 2019 году. Они прописаны в приказе «О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом A-321–211 VQ-BOZ», который выложили в telegram-канале «Авиационная антресоль».
«С учетом выхода полетной ситуации за пределы ожидаемых условий эксплуатации и позиции разработчика самолета, что возможность безопасного продолжения полета критически зависела от точности пилотирования и внешних факторов (ветровые возмущения, турбулентность), не представляется возможным однозначно классифицировать (определить в качестве способствующих факторов) выявленные в ходе расследования факторы опасности», — говорится в заключении комиссии МАК по расследованию происшествия.
Выводы:
- В самой аварии виноваты чайки-хохотуньи — 13–15 птиц во время взлета пересекли траекторию воздушного судна. Скорее всего они ночевали на аэродроме или «в начале суточных передвижений» обнаружили на взлетно-посадочной полосе источник пищи и кормились;
- Действующий на момент происшествия документ по «борьбе с птицами на аэродромах» (РООП ГА-89) не соответствовал документам Международной организации гражданской авиации, наилучшей мировой практике и современным знаниям в области орнитологии. В декабре 2020 года РООП признали недействующим, но никакого другого документа на замену ему не принято, что создает неприемлемые риски при фактически имеющейся сложной орнитологической обстановке на целом ряде аэропортов России;
- Возле аэродрома было много объектов привлечения птиц — водоемы, свалки, сельхозугодия. Все они не соответствовали положениям инструкции по орнитологическому обеспечению безопасности полетов;
- У аэродрома Раменское были недостатки в организации отпугивания птиц: биоакустическое оборудование работало круглосуточно — птицы могли привыкнуть.
- Осмотр взлетно-посадочной полосы перед рейсом комендант провел на личном автомобиле, без каких-либо записей;
- Сложилась практика, когда до экипажей постоянно доводят информацию о «перелетах птиц» вне зависимости от степени фактической угрозы. Это информирование потеряло предупреждающий эффект и стало привычным «фоновым шумом»;
- Авиакомпания не могла адекватно оценить орнитологические риски из-за ограниченности источников достоверных данных об этом на аэродромах;
- Отработка сложных ситуаций пилотирования на тренажерах не соответствовала тому, что происходило на самом деле в полете. У пилотов «Уральских авиалиний» произошел психоэмоциональный всплеск и дезорганизация действий на взлете после столкновения с чайками. В итоге они «пропустили операцию» по уборке шасси.
Кроме того, комиссия по расследованию происшествия посоветовала проанализировать руководство по психологическому обеспечению отбора и подготовки летного состава. Еще один совет Росавиации — написать конкретные рекомендации о пригодности к переучиванию слишком нестабильных пилотов. При этом МАК отчет о происшествии до сих пор не опубликовал.
- Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.
- Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии, — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.
- С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции). Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.
- Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь: