Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Цены вырастут на все». Интервью с директором компании, чей товар сгорел на крупнейшем складе OZON в РФ

3 августа 2022, 23:20
интервью
Сегодня в Подмосковье сгорел склад OZON на Новой Риге, где хранились миллионы различных товаров. Спасатели до сих пор пытаются справиться с огнем на площади 55 тыс. квадратных метров и спасти людей. К сожалению, без жертв не обошлось, и десятки людей числятся пропавшими без вести. Тысяча людей осталась без работы.

Генеральный директор компании «Фильд РУС» из Екатеринбурга Андрей Хватов был среди тех предпринимателей, чья продукция хранилась на складе. Компания Хватова занимается продажей европейских хозяйственных товаров, в том числе в OZON. В интервью для 66.RU он рассказал о своих потерях, о том, как случившееся отразится на ценах для всех российских покупателей и хранился ли на складе товар, завезенный по параллельному импорту.

— Вам уже известен, какой объем ущерба вы понесли? Сколько там хранилось товаров у вас?

— Судя по сообщениям, сгорел весь склад со всем товаром. Нам в данной ситуации, можно сказать, повезло. На этом складе из всего объема товаров в продаже было около 15–20%, остальное в Хоругвино — это тоже крупный склад в Московской области. Еще часть товаров в Казани и Екатеринбурге.

— Будут ли это компенсировать?

— Компенсировать обещают полную стоимость за вычетом услуг OZON — так, как если бы это была продажа.

В принципе, недоверия к этому нет. Проблема только во времени, через сколько эта компенсация придет. С учетом того, что это все пойдет через страховую, думаю, затянется на полгода. Некоторым продавцам не потянуть, кто-то только на этом складе хранил товар.

— Во сколько оцениваются потери? Страховщики оценивают общий ущерб в 10 млрд рублей.

— Если говорить про нас то, — это несколько миллионов из оборота. Цифра в 10 млрд мне лично кажется заниженной. Это огроменный склад: одна палетка с товаром, если это, например, «макбуки» или другая электроника, может стоить десятки миллионов. А на складе хранились десятки тысяч паллетов. Там все на свете горело — по тому такой дым на кадрах.

— Какая именно продукция хранилась у вас?

— У нас там были немецкие насадки для зубных щеток Demirdental.

— Еще до санкций завезенные? Вам не известно, там уже что-то завезенное по параллельному импорту хранилось?

— Нет, уже после санкций, у нас достаточно высокооборотный товар, он долго не залеживается.

По параллельному импорту вещи однозначно были. Мы сами этим вопросом вплотную занимаемся. Я думаю тут, кроме OZON, точную цифру никто не назовет.

Проблема еще одна для продаж — увеличилось время доставки. Еще утром для покупателей из Москвы доставка наших насадок с другого склада была запланирована на следующий день. Сейчас срок уже три-четыре дня. Им достаточно трудно будет перенастроить логистику, все силы на это сейчас бросят.

— Насколько сильно влияет на доход увеличение срока доставки?

— Сильно. Ранее мы отгружали только со склада в Екатеринбурге. Доставка до покупателя, если он из Москвы, была как раз около четырех дней, для Екатеринбурга — один день. Когда начади возить на склад в том числе в Москву, объем продаж удвоился. По нашим товарам около 70% продаж приходится именно на Москву и Московскую область.

— Это был самый крупный склад в РФ?

— Это один из трех крупнейших складов в РФ. Для сравнения вы можете доехать до склада в Екатеринбурге, посмотреть на его площадь и раза в два умножить.

— Как изменится ситуация для рядового покупателя? Вырастут ли цены?

— Цены вырастут однозначно, продавцам нужно хоть как-то компенсировать падение оборота из-за уничтожения товара, а многие в кредитах. Насколько повысят? Я думаю это зависит от ситуации с финансами у конкретного продавца. Не исключаю, что для каких-то товаров, по которым низкая конкуренция, рост будет значительнее.

— Основной версией называют поджог. У OZON есть проблемы с конкурентами?

— Маловероятно. Конкуренты — это Яндекс.Маркет, Wildberries, СберМаркет. Скорее причина в халатности или случайность. Там какие-то сварочные работы проводились. А может как в «Ленте» в прошлом году: какой-то псих обиженный поджег.

— Вы в такой ситуации впервые?

— Да, но у нас, к счастью, на том складе были небольшие остатки в процентах от общей доли, плюс есть на Яндексе и Wildberries. А вот коллег, которые только там хранились прям очень жаль. Не все дальше смогут работать.

— С другими продавцами не связывались? Что они говорят?

— У кого-то действительно паника. Все стараются друг друга поддержать, на самом деле очень переживают за сотрудников склада.

Пишут, что там не работала пожарная сигнализация.

— Как думаете, был ли шанс все спасти?

— Думаю, нет. Там же многое лежит в картонных коробках, они моментально воспламеняются. А если с верхних полок начинает протекать какой-нибудь лак или горящий пластик… Значит там были серьезные нарушения техники безопасности и пожарной безопасности.

— И что сейчас делать продавцам? Им самостоятельно перераспределять товары под другие алгоритмы?

— Из-за нашего существующего распределения по складам мы сильной просадки не прогнозируем. Часть денежного оборота будет на какое-то время выведена.

Возможно, придется повременить с поставками новых моделей или задумками по параллельному импорту. Посмотрим как эта ситуация повлияет на продажи на других маркетплейсах.

Если честно, у нас больше рисков из-за санкционного давления и валютных скачков.

По второй части вопроса: OZON обещает до продавцов донести рекомендации по изменению алгоритмов логистики на другие склады.

Компания OZON в текущий момент находится на связи с продавцами и информирует их о происходящем. Продукция, что хранилась на том складе, теперь имеет статус «Нет в наличии». Стоимость товара пообещали компенсировать, согласно договору. Оценивать общий ущерб OZON будет позже: «Наш первый приоритет — позаботиться о сотрудниках склада, о продавцах и покупателях», говорят в компании.