Генеральный директор компании «Фильд РУС» из Екатеринбурга Андрей Хватов был среди тех предпринимателей, чья продукция хранилась на складе. Компания Хватова занимается продажей европейских хозяйственных товаров, в том числе в OZON. В интервью для 66.RU он рассказал о своих потерях, о том, как случившееся отразится на ценах для всех российских покупателей и хранился ли на складе товар, завезенный по параллельному импорту.
— Вам уже известен, какой объем ущерба вы понесли? Сколько там хранилось товаров у вас?
— Судя по сообщениям, сгорел весь склад со всем товаром. Нам в данной ситуации, можно сказать, повезло. На этом складе из всего объема товаров в продаже было около 15–20%, остальное в Хоругвино — это тоже крупный склад в Московской области. Еще часть товаров в Казани и Екатеринбурге.
— Будут ли это компенсировать?
— Компенсировать обещают полную стоимость за вычетом услуг OZON — так, как если бы это была продажа.
В принципе, недоверия к этому нет. Проблема только во времени, через сколько эта компенсация придет. С учетом того, что это все пойдет через страховую, думаю, затянется на полгода. Некоторым продавцам не потянуть, кто-то только на этом складе хранил товар.
— Во сколько оцениваются потери? Страховщики оценивают общий ущерб в 10 млрд рублей.
— Если говорить про нас то, — это несколько миллионов из оборота. Цифра в 10 млрд мне лично кажется заниженной. Это огроменный склад: одна палетка с товаром, если это, например, «макбуки» или другая электроника, может стоить десятки миллионов. А на складе хранились десятки тысяч паллетов. Там все на свете горело — по тому такой дым на кадрах.
— Какая именно продукция хранилась у вас?
— У нас там были немецкие насадки для зубных щеток Demirdental.
— Еще до санкций завезенные? Вам не известно, там уже что-то завезенное по параллельному импорту хранилось?
— Нет, уже после санкций, у нас достаточно высокооборотный товар, он долго не залеживается.
По параллельному импорту вещи однозначно были. Мы сами этим вопросом вплотную занимаемся. Я думаю тут, кроме OZON, точную цифру никто не назовет.
Проблема еще одна для продаж — увеличилось время доставки. Еще утром для покупателей из Москвы доставка наших насадок с другого склада была запланирована на следующий день. Сейчас срок уже три-четыре дня. Им достаточно трудно будет перенастроить логистику, все силы на это сейчас бросят.
— Насколько сильно влияет на доход увеличение срока доставки?
— Сильно. Ранее мы отгружали только со склада в Екатеринбурге. Доставка до покупателя, если он из Москвы, была как раз около четырех дней, для Екатеринбурга — один день. Когда начади возить на склад в том числе в Москву, объем продаж удвоился. По нашим товарам около 70% продаж приходится именно на Москву и Московскую область.
— Это был самый крупный склад в РФ?
— Это один из трех крупнейших складов в РФ. Для сравнения вы можете доехать до склада в Екатеринбурге, посмотреть на его площадь и раза в два умножить.
— Как изменится ситуация для рядового покупателя? Вырастут ли цены?
— Цены вырастут однозначно, продавцам нужно хоть как-то компенсировать падение оборота из-за уничтожения товара, а многие в кредитах. Насколько повысят? Я думаю это зависит от ситуации с финансами у конкретного продавца. Не исключаю, что для каких-то товаров, по которым низкая конкуренция, рост будет значительнее.
— Основной версией называют поджог. У OZON есть проблемы с конкурентами?
— Маловероятно. Конкуренты — это Яндекс.Маркет, Wildberries, СберМаркет. Скорее причина в халатности или случайность. Там какие-то сварочные работы проводились. А может как в «Ленте» в прошлом году: какой-то псих обиженный поджег.
— Вы в такой ситуации впервые?
— Да, но у нас, к счастью, на том складе были небольшие остатки в процентах от общей доли, плюс есть на Яндексе и Wildberries. А вот коллег, которые только там хранились прям очень жаль. Не все дальше смогут работать.
— С другими продавцами не связывались? Что они говорят?
— У кого-то действительно паника. Все стараются друг друга поддержать, на самом деле очень переживают за сотрудников склада.
Пишут, что там не работала пожарная сигнализация.
— Как думаете, был ли шанс все спасти?
— Думаю, нет. Там же многое лежит в картонных коробках, они моментально воспламеняются. А если с верхних полок начинает протекать какой-нибудь лак или горящий пластик… Значит там были серьезные нарушения техники безопасности и пожарной безопасности.
— И что сейчас делать продавцам? Им самостоятельно перераспределять товары под другие алгоритмы?
— Из-за нашего существующего распределения по складам мы сильной просадки не прогнозируем. Часть денежного оборота будет на какое-то время выведена.
Возможно, придется повременить с поставками новых моделей или задумками по параллельному импорту. Посмотрим как эта ситуация повлияет на продажи на других маркетплейсах.
Если честно, у нас больше рисков из-за санкционного давления и валютных скачков.
По второй части вопроса: OZON обещает до продавцов донести рекомендации по изменению алгоритмов логистики на другие склады.
Компания OZON в текущий момент находится на связи с продавцами и информирует их о происходящем. Продукция, что хранилась на том складе, теперь имеет статус «Нет в наличии». Стоимость товара пообещали компенсировать, согласно договору. Оценивать общий ущерб OZON будет позже: «Наш первый приоритет — позаботиться о сотрудниках склада, о продавцах и покупателях», — говорят в компании.