После ряда публикаций СМИ об условиях, в которых оказался Дмитрий Лошагин, отбывающий наказание в ИК-54 Новой Ляли, его посетила уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
В январе 2019 года фотограф обратился к журналистам с предложением о проведении интервью, в котором он хотел рассказать, как в колонии жгли иконы и православную литературу. Со слов Лошагина, после этого ему стали поступать угрозы от других осужденных, называющих себя блатными, – уроженцев Средней Азии и Кавказа, которые по религиозному принципу пытаются насаждать в исправительном учреждении свои порядки.
В ходе встречи с Мерзляковой Лошагин рассказал, что ему пришлось платить администрации колонии за собственную безопасность. Стоит уточнить, что речь идет о бывшей администрации, которую возглавлял Сергей Созинов. В 2016 году силовики задержали заместителя Созинова Рафика Зиннатуллина и пятерых осужденных за издевательства и пытки над другими зэками. Теперь администрацию колонии возглавляет врио Дмитрий Машаров.
Татьяна Мерзлякова зафиксировала свое общение с Лошагиным на видео.
— Нынешний начальник решает вопросы руками других осужденных. Я ему говорю: «Хорошо, а чем вы отличаетесь от Рафика (Зиннатуллина), которого сейчас судят?» Тогда были гады должностные (осужденные, наделенные администрацией расширенными правами и свободами), а сейчас блаткомитет, — рассказал Лошагин Мерзляковой. — Созинов мне напрямую всегда говорил, чтобы я переводил ему гуманитарную помощь. Приехал я сюда 8 апреля 2015 года. Был исполняющим обязанности Рафик Зиннатуллин. От него все двигались. Тогда я прошел через карантин, через СУС (отряд строгих условий содержания). Я прошел через четвертый отряд. Это когда мы с самого утра до позднего вечера грузили снег. Вот стоит такая гора, несколько тонн снега. Рафик выходит: «Передвиньте туда». Зэки выходят и целый день грузят снег. Потом: «Передвинуть обратно!»
— Унижение человеческого достоинства, — прокомментировала Мерзлякова.
— Унижения начинались с подъема.
— Сейчас это ушло? — спросила омбудсмен.
— Ушло. А Созинову я в 2016 году деньги переводил. И в 2017-м! Это было на регулярной основе. Раньше это называлось «сексуальной безопасностью». Перед моими глазами осужденному Карпову, который сейчас потерпевшим является, извиняюсь за выражение, задницу черенком от лопаты порвали. Это было в СУСе на моих глазах.
Уточним, что бывший начальник ИК-54 не попал в число обвиняемых по делу о пытках в колонии. Лошагин проходит по делу в качестве свидетеля. Судебный процесс над садистами стартовал в начале января в суде Новой Ляли.