С момента трагедии в Магнитогорске, когда под завалами рухнувшего дома погибли 39 человек, прошло 19 дней. Ни власти, ни силовики практически не комментировали причины случившегося. 4 января официальный представитель СК Светлана Петренко объявила, что на месте ЧП взрывчатых веществ или их компонентов на изъятых фрагментах не обнаружили. Но при этом следователи продолжают отрабатывать все версии произошедшего взрыва.
Сегодня запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» в газете Al Naba опубликовала сообщение, в котором говорится, что ИГ взяло на себя ответственность за взрыв. Сразу после этого многие Telegram-каналы сообщили, что сегодня Следственный комитет России собирается выступить с официальным заявлением по поводу случившегося в Магнитогорске. Следователи должны либо назвать причину взрыва, либо признать, что 31 декабря 2018 года все-таки произошел теракт. Пока СКР не дал точного ответа на вопрос, почему рухнул дом, назвав приоритетную версию, но не отбросив другие.
Официальная версия Следственного комитета России, которую озвучили еще 31 декабря, — взрыв бытового газа. Уголовное дело было возбуждено по части 3 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»). При этом силовики не сообщают, как именно произошло ЧП: была ли утечка газа, неисправность оборудования, произошел ли взрыв в какой-либо из квартир, был ли злой умысел. После 4 января никакой официальной информации от силовиков не поступало.
И лишь 18 января, когда ИГ взяло на себя ответственность за взрыв, в СКР выпустили третий релиз. «На сегодняшний день приоритетной остается версия взрыва бытового газа. Подчеркну, что следов взрывчатых веществ или их компонентов на изъятых с места происшествия фрагментах экспертами и криминалистами не обнаружено», — еще раз повторили в Следственном комитете.
— Выводы о причине произошедшего можно будет сделать только по итогам проведения комплекса следственных действий и тщательного анализа совокупности полученных доказательств. Поэтому предлагаю журналистам не доверять сообщениям террористических организаций, которые, как известно, приписывают себе все резонансные происшествия в разных странах мира.
Возможную версию теракта подтверждает и огромное количество жертв. За последний год в России произошло полтора десятка взрывов газа в многоквартирных жилых домах и лишь в трех случаях были погибшие: один в Ростове, два в Раменском и один в Мурманске.
Кроме того, взрыв обрушил целый подъезд жилой десятиэтажки. Работники газовой отрасли на условиях анонимности заявляли СМИ о том, что для взрыва такой силы должна быть огромная концентрация газа, либо это было взрывчатое вещество.
Похожие по масштабу разрушений трагедии происходили в 2012 году в Астрахани и в 2004-м в Архангельске. В первом случае местный житель попытался совершить суицид и устроил взрыв газа в девятиэтажном доме. Тогда погибли 11 человек, а подъезд полностью рухнул. Во втором случае бывший слесарь горгаза вскрыл системы газоснабжения в трех жилых домах в отместку за увольнение с работы. В одном из зданий — панельной девятиэтажке — прогремел взрыв и полностью обрушился подъезд. 58 человек погибли, 15 получили ранения. Преступника признали виновным в терроризме и убийстве и приговорили к 25 годам тюрьмы.
31 декабря сразу после сообщения о взрыве в жилом доме в Магнитогорск прилетел первый борт. Владимир Путин лично встретился с пострадавшими и провел совещание. И этот визит выбивается из общей картины: обычно глава государства на взрывы газа в жилых домах не приезжает. Одни считают появление Владимира Путина главным доказательством того, что это был теракт. Другие, наоборот, утверждают, что спецслужбы не допустили бы такой угрозы для президента, а значит, это был просто взрыв бытового газа. В любом случае, даже в «Норд Ост» и Беслан Путин прилетал только через несколько дней после трагедии.
В ночь с 1 на 2 января в Магнитогорске произошло еще два события, которые неофициально связывают со взрывом жилого дома. Недалеко от дома № 164 на проспекте Карла Маркса взорвалась и полностью сгорела «Газель». Издание Znak.com сообщило со ссылкой на очевидцев, что возле «Газели» велась стрельба, погибли трое мужчин. 2 января стало известно, что в домах неподалеку — предположительно, Ленина, 91 и 91/1 — развернулась спецоперация. Здания оцепили сотрудники ОМОН, жильцов эвакуировали. В социальных сетях жители соседних домов также сообщали о стрельбе. 3 января в СМИ появилась информация о взрывчатке, которую нашли в мусорном баке возле ТЦ «Континент».
Челябинский сайт 74.ru и издание @baza 18 января опубликовали собственные расследования, в которых говорится, что все случившееся в Магнитогорске — звенья одной цепи. А взрыв в жилом доме должен был произойти на сутки позже — утром 1 января. Якобы бомбы планировалось заложить в местах гуляний в ночь на первое января. После праздничного салюта должна была произойти серия взрывов, а после — теракт в доме № 164.
Силовики все эти события официально никак не комментировали. Глава Магнитогорска Сергей Бердников лишь заявил, что взрывы в жилом доме и «Газели» между собой не связаны.
«Исламское государство» взяло на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске лишь через три недели после случившегося. ИГ использовало свой традиционный ресурс — Al Naba, однако никаких подробностей о взрывах, кроме общеизвестных, в своей статье террористы не приводят.
«В статье указывается, что сторонники группировки сумели заложить взрывчатку в здании и привести ее в действие. Свое долгое молчание на эту тему группировка объясняет соображениями безопасности устроивших теракт», — сообщают авторы Telegram-канала Directorate 4, обнародовав скриншот, который назвали текстом из газеты боевиков.
Кроме того, в последнее время ИГ брало на себя ответственность за то, чего не совершало.