Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия

10 апреля 2017, 18:34
Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия
Фото: архив 66.ru
История с перестрелкой на Депутатской между цыганами и спортсменами с одной стороны и казаками — с другой может распасться на три уголовных дел. А кроме того, одно из этих дел будет рассматривать военный гарнизонный суд.

Вопрос о судебной подследственности дела о бойне в Цыганском поселке возник после задержания одного из последних участников этих событий — Павла Басаргина. Следователи задержали его только недавно, потому что в перестрелке 3 сентября он получил серьезное ранение и около полугода находился в больницах, сначала в Екатеринбурге, а потом в Москве.

Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия

Слева — Павел Басаргин, справа — Никита Мальцев

Павла Басаргина называют одним из боевиков тренера Никиты Мальцева скандально известного клуба единоборств «Храбр», члены которого приняли участие в перестрелке 3 сентября 2016 г. на улице Депутатской в Екатеринбурге. Напомним, тогда цыган Дмитрий Пестриков, с которым на дне рождения знакомых разругался казак Олег Шишов, приехал на разборку со своими друзьями. По его версии, он хотел только поговорить с Шишовым, а пальбу первыми начали их оппоненты.

Ранения получили около десяти человек, двое скончались в больнице. Олег Шишов скрылся, однако потом сам явился в полицию и заявил, что его и его семью приехали убивать, а он просто оборонялся. Из принадлежащего Шишову карабина стрелял Алексей Дутов — его знакомый из Горного Щита, который вместе со своим братом Александром примчался в Екатеринбург, как только узнал, что к дому Олега едут десятки вооруженных людей. Шишова и Дутова отпустили под подписку о невыезде.

Как стало известно 66.ru, после задержания и ареста Басаргина перед следователями СКР возник вопрос о судебной подследственности. Дело в том, что Павел Басаргин является военнослужащим. Он тренировал военных 32-го военного городка. Именно служба обвиняемого в Российской армии и стала сюрпризом для следователей.

Александр Никулин, представитель юридической фирмы «Юста Аура»:

— В силу ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ, если уголовное дело совершено группой лиц и хотя бы один из них — военнослужащий, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, дело в отношении всех лиц рассматривается военным судом.

Однако не все так просто. По итогам бойни на Депутатской следователи возбудили два уголовных дела. Одно — против представителей Дмитрия Пестрикова — по ст. 212 УК РФ «Организация и участие в массовых беспорядках». Второе — против представителей Шишова — по факту превышения пределов самообороны.

Если ситуация с казаками более-менее юридически ясна, то с цыганами и спортсменами далеко не все так просто. По данным информаторов 66.ru, в ходе следствия обвиняемые со стороны Пестрикова разделились на два лагеря: одни отказываются признавать вину, а другие пошли на сделку со следствием, активно дают показания и даже рассказывают о наличии нескольких пистолетов у подельников.

Одним из таких активно сотрудничающих со следствием якобы оказался Руслан-оглы. Его дело — с учетом полного признания, раскаяния и помощи следствию — сотрудники СК планировали выделить в отдельное производство и рассмотреть в особом порядке, чтобы запустить на дальнейшие процессы по делу процедуру преюдиции. Это норма права, обязывающая судью принимать факты, установленные ранее. То есть, получив приговор по одному из участников группы (который в суде не сопротивляется в ожидании максимального смягчения наказания), следователи автоматически получают признание судом факта преступления со стороны всей группы. Судье, которому достанется рассмотрение дела основного костяка нападавших, останется только установить степень их участия и вины в произошедшем.

Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия

Следователи любят запускать процедуру преюдиции, рассмотрев в особом порядке дело одного из группы обвиняемых. Так, например, было с уголовным делом замглавы свердловского УФАС Марины Пушкаревой. Подельница чиновницы, согласившаяся на особый порядок, получила условный срок, а Пушкареву приговорили к десяти годам реального наказания.

31-я статья Уголовно-процессуального кодекса (которую придется применить в данном случае) прямо говорит, что выделить в отдельное делопроизводство следователи могут только тех фигурантов, кто заключил сделку со следствием. Что напрямую способствует планам следствия, которые при реализации подобной юридической схемы получат 100-процентный обвинительный приговор.

Однако это создает неожиданные проблемы для гарнизонного суда. Дело в том, что там просто нет площадей для рассмотрения дела с таким количеством фигурантов (одних только обвиняемых более 20 человек, а у каждого может быть несколько защитников).

Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия

С похожей проблемой несколько лет назад столкнулся Свердловский облсуд во время процесса над 45 бунтовщиками Кировградской воспитательной колонии. Площади дворца правосудия вмещали всех участников процесса, но для содержания обвиняемых пришлось в срочном порядке достраивать «аквариумы».

Впрочем, официальные представители Следственного комитета просят не спешить с выводами.

Александр Шульга, пресс-секретарь СУ СКР по Свердловской области:

Дело о перестрелке в Цыганском поселке отдают военным: главные факты из материалов следствия

— Пока расследование продолжается. Ваши выводы преждевременны.

Между тем источники 66.ru сообщают, что следователи завершили сбор необходимых доказательств. В данный момент они ожидают итогов ситуационной экспертизы, после чего дело (не исключено, что уже в мае) будет передано обвиняемым для ознакомления.

архив 66.ru; социальные сети; пресс-служба Свердловского областного суда