С планетой происходят жуткие вещи. Ключевской вулкан на Камчатке активизировался после мощного землетрясения и выбросил семикилометровый столб пепла в середине августа. В этот же период на Аляске ученые зафиксировали цунами высотой 30 метров. А на Тайвань обрушился тайфун, из-за которого пострадали более 100 человек.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Стихийный бедствия — малая часть последствий глобального потепления.
Но нам-то на Урале чего переживать? Океаны далеко, вулканов вообще нет, а потепление, пускай даже глобальное, нашим краям только на пользу. Верно?
Нет, неверно, парирует кандидат физико-математических наук и ведущий научный сотрудник Лаборатории физики климата и окружающей среды Института естественных наук и математики УрФУ Константин Грибанов. Он несколько десятилетий изучает климат. И его прогнозы довольно мрачны.
Что нас ждет?
Начнем с базы — прогнозов изменений планетарного масштаба.
Наша проблема — парниковые газы, которые избыточно выделяет человечество. Леса и океаны не могут эти газы переработать. И они накапливаются в атмосфере. Как крышка на кастрюле, закрывают Землю, не дают ей остывать. И климат меняется, становится теплее.
Научное сообщество рассматривает три сценария: лучший, средний и худший исход для человечества.
В идеальном раскладе ученые не допустят катастрофы, потому что найдут технологии, с помощью которых можно будет восстановить баланс углекислого газа.
В худшем — у человечества осталось около 100 лет. И если за это время наука, промышленность и государства не найдут способ остановить потепление, то температура Земли рискует подняться до 500°C. Некоторые металлы начнут плавиться. Люди тоже.
На деле ситуация оказывается хуже, чем в самом плохом сценарии, отмечает Константин Грибанов. Климат быстро и необратимо меняется. И если мы, вероятно, не застанем вызванных потеплением глобальных катастроф, то наши дети совершенно точно с ними столкнутся.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Что будет на Урале?
Сады не расцветут, тропический климат не воцарится. В короткой, с точки зрения климатологов, перспективе в несколько десятков лет, Урал будет, скорее, засыхать, превращаться в степь.
На Урале и в других регионах с развитой сельскохозяйственной отраслью начнутся проблемы с урожаями. Когда климат станет более теплым, пропадут условия для выращивания некоторых культур. Растения станут гибнуть, водоемы обмелеют. Увеличится количество вредителей. Нарушится местная экосистема, и людям потребуется время (которого уже нет), чтобы адаптироваться.
Эти перемены уже происходят. 2024 год стал вторым самым теплым за последние 133 года. Теплее был только 2020 год. В итоге на всей территории России средняя температура декабря значительно выше нормы. На Урале, в Сибири, центральных и северных районах Дальнего Востока она превышала норму на 4–10°C и более. Для сравнения, в 2014 году температура на Урале была близка к норме, без значительных отклонений.
Экстремально теплыми стали летние месяцы, а также ноябрь и декабрь. В последнем в течение всего периода температура заметно превышала норму: на Урале, в Сибири и на юге Дальнего Востока аномалии достигали +10–16°C и более, согласно данным Гидрометцентра России.
А в долгой перспективе — прогноз один для всего мира. И наш регион исключением не станет.
В худшем сценарии, который тем не менее на полном серьезе рассматривают климатологи, атмосфера Земли станет похожей на атмосферу Венеры — планеты, где парниковый эффект разогнался до того, что на поверхности достигнута температура плавления свинца.
Что делать?
Ученые разрабатывают стратегии замедления глобального потепления. Миру необходимы секвестрационные технологии — процессы, позволяющие «забирать» углекислый газ из атмосферы и безопасно его утилизировать. Научные коллективы из разных регионов России пытаются их найти, наблюдая за потоками СО2 в экосистемах.
«Каждый человек, который слезет с машины, немного увеличит время наших размышлений, что делать дальше. Процесс потепления пойдет чуть медленнее. Если с автомобилей слезет целый город, это будет заметно на городском климате», — говорит Константин Грибанов.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Глобальное потепление необратимо, но его можно замедлить, продолжает он.
«Мы провели два эксперимента с технической коноплей совместно с Аграрным университетом. Знаем, сколько тонн углекислого газа она поглотила из атмосферы», — делится Константин Грибанов.
Один гектар качественной конопли поглощает больше СО2, чем гектар леса. Из растения можно создавать ткани и волокна, а затем шить одежду. Таким образом углекислый газ временно «запечатывается» в изделиях.
Есть «грязные» способы остудить Землю. Например, когда вулкан в зоне экватора извергает много пепла в стратосферу, происходит кратковременное похолодание климата. Но никто не проводил массовых экспериментов, поэтому нельзя точно предсказать последствия для животных и сельскохозяйственных культур. Также понизить температуру может сульфатный аэрозоль, вынесенный самолетами в атмосферу.
Вблизи Антарктиды проводились эксперименты, в ходе которых ученые выливали в океан нитраты. Микроорганизмы поглощали углекислый газ и погибали. С одной стороны, выливать нитраты в океан — вредно, с другой — океан и так содержит много СО2 и его потепление приведет к еще большему выбросу, считает Константин Грибанов.
- 2025 год может войти в пятерку самых теплых, считают в Гидрометцентре. Зимы в России станут короче из-за глобального потепления.
- Аномальные морозы — тоже признак глобального потепления. Какие еще есть причины — здесь.
- Правительство определило проблемы, с которыми может столкнуться страна в ближайшие пять лет. Одна из них — изменение климата, из-за чего в зоне вечной мерзлоты могут освободиться древние смертельные вирусы.