Большой Брат, цифровой ГУЛАГ или что-то полезное?
Система охватит более 80% населения Свердловской области (около 3 млн человек, — прим. ред.), рассказала 66.RU директор по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» на Урале Александра Исхизова. Столько данных хватит для статистического анализа и последующего прогнозирования. Но, уверяют в компании, с граждан будут собирать обезличенную информацию, которая «не будет похожа на перепись населения».
«Геоаналитические сервисы собирают обезличенные данные с привязкой к местоположению, анализируют их и выдают наглядную визуализацию. Перепись населения — это массовое анкетирование жителей государства. Для этого специальные люди — переписчики — обходят все дома в стране и идентифицируют каждого. Наш же продукт агрегирует и деперсонифицирует данные без возможности идентифицировать абонента», — говорит Исхизова.
«Ростелеком» уверяет, что не станет передавать персональные данные абонентов, а будет анализировать только информацию с их сим-карт при перемещении между базовыми станциями операторов связи, фиксировать нахождение на определенной территории либо прохождение по какому-либо маршруту. Исходя из этих данных, специалисты выделят разные группы, например, по социальному статусу — студенты, рабочие, пенсионеры и так далее.
В то же время при покупке сим-карты абонент заключает договор с оператором, предоставив ему паспортные данные, по которым человека можно идентифицировать. Оператор, например, знает, когда у его клиента день рождения и где он зарегистрирован.
Тем не менее в базе системы находится уже 150 слоев информации. В «Ростелекоме» объясняют, что под слоями «имеются в виду отчеты для различных органов государственной власти».
«Каждый блок является важной деталью одного большого «организма». В зависимости от специфики задачи есть возможность собирать, анализировать, хранить и интерпретировать важную информацию о перемещении транзитных потоков, туристов из других регионов, маршруты перемещений в заданные промежутки времени с целью правильного планирования и принятия наиболее взвешенного управленческого решения», — добавила представитель компании.
Информацию будут использовать представители различных министерств Свердловской области, отвечающие за соцполитику, транспорт, туризм и так далее. В будущем ее могут использовать и коммерческие компании.
«Благодаря сервису правительство сможет составлять более точные туристические маршруты, изменять сетку движения общественного транспорта, строить развязки и расширять транспортные артерии, — подчеркнула Исхизова. — Области применения, по сути, не имеют ограничений, все зависит от поставленных и решаемых задач. Сегодня эти данные помогают различным министерствам, но ничего не ограничивает завтра благодаря этим данным решать более узкопрофильные запросы, в том числе и в интересах коммерческих организаций».
Отказаться от возможности «быть проанализированным» не получится. Как только человек включает телефон, он автоматически регистрируется в сети оператора на конкретных станциях, по координатам которых можно определить его местоположение. При перемещении по Екатеринбургу или области будет происходить перерегистрация, и по сим-карте станет понятно, в каком конкретно месте находится человек.
В «Ростелекоме» утверждают, что геоаналитика используется во всем мире, но система компании доработана до «улучшенной версии».
«Первые, кто начал пользоваться подобным сервисом, — коммерческие организации. Собирая обезличенные данные, есть возможность не только их анализировать, но и качественно визуализировать. Наша система доработана до улучшенной версии и имеет высокий процент прогнозирования, увеличивает охват территории для исследования и может масштабироваться на другие регионы», — резюмировала Исхизова.
Все ли так анонимно?
Инженер по безопасности, IT-специалист Алексей Калаверин рассказал 66.RU, что геоаналитику действительно давно используют сами операторы связи, причем для собственных нужд. Анализируя потоки граждан, они определяют, на каких участках наиболее загружены системы связи, чтобы не допустить их отключения.
Как это выглядит на примере открытых источников GPS-трекеров в Лондоне и Вильнюсе:
Фото: скрин 66.RU |
---|
Лондон |
Фото: скрин 66.RU |
---|
Вильнюс |
На карте видны основные азимуты (направления движения) абонентов. Тонкие линии сливаются в более толстые. Чем больше цвета — тем больше людей двигается в одном направлении.
На основе этих данных можно, к примеру, для удобства сделать подземный переход или расширить тротуары, что разгрузит участок. Также можно отдельно настроить режим светофоров, частоту движения общественного транспорта, планирование перекрытий для марафонов и спортивных соревнований.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Тепловая карта Екатеринбурга со слоями треков на другом открытом сервисе — SAS Planet. Красные точки — единичные треки, желтые — больше треков, синие — самые нагруженные направления. |
Фото: скрин 66.RU |
---|
Пример треков в Академическом с местами, где в районе сосредоточено больше всего людей |
Фото: скрин 66.RU |
---|
Треки показывают, на каких перекрестках больше всего автомобилей. Эту информацию можно использовать при проектировании дорожной сети. |
«Здесь тот самый случай, когда идея-то хорошая и правильная, но уже на этапе рассказа о том, что за сервис делают, возникает примерно миллиард вопросов. Опыт показывает (и это относится ко всем странам мира без исключения), что если есть что-то для тотального контроля и если это допустить хотя бы на малую толику — то это останется навсегда и будет максимально расширено. В России государственным сервисам по фактору безопасности информации доверие низкое», — говорит Калаверин.
Он напомнил про систему блокировок сайтов в российском сегменте интернета.
«Блокировки и в интернете и фактическую внесудебную цензуру вводили исключительно и только для борьбы с некоей абстрактной педофилией в интернете. С тех пор сколько педофилов обезвредили — неизвестно. Зато в течение всего лишь года право блокировать без суда и следствия получили кто угодно: от фонда Никиты Михалкова до любых ведомств вроде Роспотребнадзора», — говорит IT-специалист.
Калаверин сомневается, что система «Ростелекома» действительно позволит абонентам сохранить анонимность.
«Неясно, до какой степени будет обезличена собранная информация. Если есть детализация до конкретной сим-карты — то это уже ничего анонимного», — говорит он.
По словам специалиста, любая сим-карта хранит информацию о ее владельце: ФИО и паспортные данные.
«Даже если допустить, что информация о сим-картах обезличена, нет четкого и ясного ответа, насколько в детализированном виде эта информация будет храниться и агрегироваться, — указывает Калаверин. — При наличии сим-карты можно достоверно установить и паспортные данные (для гражданина или для человека который использует сим-карты, выпущенные операторами РФ), и иные связанные данные, которые имеются у государственных структур. Что, в свою очередь, вызывает крайне много вопросов совсем конспирологического характера, потому что это позволяет отслеживать любого абонента даже при «обезличенной» информации в самой системе благодаря высокой степени детализации перемещений».