Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ученые нашли на севере Урала легендарный артефакт — «Золотую бабу». И подтвердили ее подлинность

3 августа 2022, 15:40
Ученые нашли на севере Урала легендарный артефакт — «Золотую бабу». И подтвердили ее подлинность
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации
Завершилась экспедиция к Полуденной горе Кондинского района ХМАО вблизи с границей Свердловской области, к месту, где несколько веков хранилась статуя Каменной бабы, более известной как Золотая. Ученым удалось раскрыть одну из древних загадок северного Урала и подтвердить, что легендарный идол был вполне материальным, а не мифическим.

Средневековый идол, за которым охотился покоритель Сибири Ермак, первые уральские этнографы и искатели приключений, теперь найден официально. На протяжении веков каменная статуя была сокрыта в труднопроходимых Кондинских болотах, добраться до которых непросто и сегодня.

Нынешней экспедиции пришлось использовать разнообразный транспорт: вертолет, моторные лодки, вездеход.

Алена Родионова, руководитель проекта, АНО «Малая Родина»:

— В ходе экспедиции на Полуденной горе проведено археологическое обследование, фотофиксация, топографическая съемка выявленных памятников для постановки на учет в органах охраны объектов культурного наследия, отобраны образцы горных пород для лабораторных исследований, опрошены старожилы сельского поселения Согом, получены новые данные о людях, упоминаемых в материалах поездок к Каменной бабе, старые фотографии.

Главное, чего удалось добиться экспедиционерам, — доказать, что найденный истукан и есть та самая Золотая баба.

Валентина Смирнова, геолог, Музей геологии, нефти и газа:

— Предположение, что Каменная баба вовсе не золотая, подтвердилось — это довольно массивный валун серого среднезернистого диорита, достаточно широко распространенного на Урале. Для данной местности такие горные породы, да еще и в виде валунов — редкость. Наиболее вероятно, что появился он здесь в результате «выдавливания» из вмещающих отложений при механических движениях земной коры, проще говоря — камень не принесен сюда, а сам «вышел» на поверхность. Просматриваемые антропоморфные очертания бабы тоже природного происхождения, а не результат труда древнего мастера.

Кроме того, нашлись подтверждения слухам о попытках древних исследователей, которым посчастливилось найти идола, вскрыть или расколоть камень в поисках золота. Геологи обнаружили на статуе механические повреждения и определили их искусственное происхождение.

Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Еще одной находкой, подтверждающей, что местные жители справляли у каменного идола ритуалы, стал древний алтарь.

Татьяна Собольникова, археолог, Музей Природы и Человека:

— В непосредственной близости от Каменной бабы выявлено археологизированное сооружение — круглая площадка, оконтуренная по периметру рвом. Небольшие размеры и форма сооружения позволяют предположить, что когда-то здесь было святилище. Ответ на вопрос о назначении этого сооружения и датировке может быть получен только в ходе раскопок. Однако осуществление любых земляных работ на этой территории будет считаться кощунством, так как она является священной для согомских хантов.

Теперь задачей ученых станет анализ полученных проб и постановка находки на учет в качестве объекта культурного наследия, рассказывает руководитель проекта Алена Родионова. Полуденная гора и сегодня является действующим святилищем для жителей ближайших деревень. Поэтому ученые ограничились только изъятием проб. Пока они не планируют ничего передавать в музеи.

Наталья Тучкова, этнограф, Музей Природы и Человека:

— Очевидно, что когда-то это место почиталось населением обширной территории Кондинской низменности и низовий Иртыша, было для него одним из ключевых культовых мест в системе религиозных верований. Сегодня его значение значительно сузилось, оно почитается только жителями ближайшего населенного пункта. Но то, что в XXI веке его не оставляют коренные жители — ханты и оно продолжает привлекать обывателей, искателей приключений и исследователей, говорит о том, что, безусловно, это «живое» культовое место. Даже неважно, насколько люди знают и помнят исходную легенду. Как и положено живой фольклорной традиции, она будет «обогащаться» новыми сюжетными линями или сократится до лаконичного пересказа, могут совсем забыть и не вспоминать о самой легенде. Однако то, что место считается «особым», культовым и люди полагают, что здесь есть присутствие некоего Духа — Женщины, Старухи, — который требует и приношений, и почтительного поведения, говорит о том, что религиозные чувства у местного населения активированы и что место с полным правом можно считать не просто историческим, но и продолжать относиться к нему как к духовному центру данной местности.