Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ее считали легендой. Друзья дятловцев нашли на Урале Золотую бабу, за которой охотился тот самый Ермак

4 июля 2022, 10:00
Ее считали легендой. Друзья дятловцев нашли на Урале Золотую бабу, за которой охотился тот самый Ермак
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Сенсация в мире уральского краеведения: похоже, удалось найти легендарную Золотую бабу. На протяжении веков ей поклонялись вогулы — угры, манси и ханты. За идолом богини — согласно легендам, — отлитым из золота, охотились средневековые искатели приключений и сибирские первопроходцы. О божестве снимали фильмы, писали книги и спорили ученые – была ли статуя бабы мифом или реальностью. А нечто похожее на статую богини еще в 60-е годы нашли в Кондинском районе ХМАО, граничащим со Свердловской областью друзья туристов из печально известной группы Игоря Дятлова. Ученые обратили на это внимание только сейчас. Уже через месяц к легендарному истукану стартует первая научная экспедиция, которая должна выяснить историческую важность находки.

Кто такая Золотая баба

В последнее время Золотая баба упоминалась в связке с трагедией на перевале Дятлова. Среди многочисленных догадок о гибели студентов турклуба УПИ в 1959 году под горой Холат-Чахль существует версия о том, что они потревожили древнюю богиню. Якобы дятловцы нашли идол бабы. Манси, на протяжении веков прятавшие свое божество от посторонних глаз, им за это жестоко отомстили.

Впрочем, еще в 1959 году эту версию проверяли следователи и не смогли ее подтвердить.
А на протяжении нескольких веков до этого за идолом бабы, или «старухи», велась настоящая охота. Считается, что первой о ней рассказала Софийская летопись 1398 года, где среди прочих описаний упоминались пермяки, поклонявшиеся Золотой бабе. Начиная с XVI века европейцы на своих картах стали изображать статую женщины, иногда с детьми, в районе Приполярного Урала.

Семен Ремезов в своей «Сибирской летописи» неоднократно описывал попытки отряда Ермака завладеть Золотой бабой. По его версии, казаки узнали о статуе в 1583 году от пленников. Те им указали, что в Демьянском городке угры молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол, и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше». Казаки взяли штурмом острог, но идола не нашли.

В следующий раз они вышли на след статуи на Оби. Но каждый раз остякам удавалось спасти свое божество и перепрятать его.

«Покорение Сибири Ермаком»

Следующим периодом охоты на Золотую бабу считается эпоха крещения завоеванных сибирских «инородцев». Тогда православные миссионеры, борясь с языческим наследием, выискивали и уничтожали капища.

Около 1725 года в кондинских болотах на границе нынешней Свердловской области и ХМАО погиб Григорий Новицкий — автор первой этнографической монографии на русском языке, в которой упоминается древняя богиня. Новицкий изучал остяков (хантов), участвовал в миссионерских экспедициях митрополита Филофея по Оби и погиб при невыясненных обстоятельствах. По одной из популярных версий, Григорий Новицкий увлекся поисками Золотой бабы и слишком близко к ней подобрался.

Видимо, после этого эпизода историю статуи стали сопровождать мрачные подробности о проклятиях, которые настигнут каждого, кто попытается завладеть древним идолом.
В последующие столетия авторы упоминали различные места сокрытия Бабы: Ямал, Приполярный Урал, плато Путорана, Конда… А в конце XIX века появились сведения о каменной Старухе, спрятанной на Полуденной горе.

В атеистичном Советском Союзе ученые не проявляли интереса к Золотой бабе. В этот период богиня стала объектом художественной культуры. В 1986 году Свердловская киностудия сняла одноименный приключенческий фильм о поисках идола. Вокруг древней богини закручен сюжет нескольких книг советского периода и одного из самых популярных романов Алексея Иванова «Сердце Пармы».

При чем здесь дятловцы?

Сенсационное открытие сделала руководитель АНО «Малая родина» Алена Родионова, работая над проектом «Легенды южных хантов: историков-краеведческое расследование, реализуемого совместно БУ ХМАО-Югры «Музей природы и человека», при поддержке Фонда президентских грантов.

Алена Родионова, АНО «Малая Родина»:

— В рамках проекта мы поднимаем легенды хантов и пытаемся найти подтверждение этих сказок на местности, выявляя археологические объекты. Один из сюжетов, конечно, связан с Золотой бабой. Согласно одному из преданий, это была дочь князя Конды. Она сбежала из дома вместе с детьми и в дороге окаменела. Мы начали готовить материал. Каково же было мое удивление, когда я попала на статью «Уральского следопыта».

В номере журнала за 1965 год Алена Родионова нашла отчет из экспедиции к статуе. Оказывается, почти 60 лет назад статую нашли друзья дятловцев — члены студенческого турклуба УПИ и даже опубликовали фото идола. Понадобилось почти полвека, чтобы ученые обратили внимание на эту публикацию.

Из восьми участников экспедиции 1963 года сегодня живы только двое. Один из них, Игорь Шестопалов, живет в Екатеринбурге. Руководитель того похода Михаил Шаравин умер в 2020 году. Именно он первым (после манси) обнаружил палатку дятловцев на злополучном перевале. А Игорь Шестопалов жил в одной комнате общежития с участником трагического похода Юрием Дорошенко. После зимней сессии 1959 года они отправились в разные походы: Дорошенко с Дятловым ушел на Северный Урал, а Игорь с другой компанией — на Южный. Вернувшись в Свердловск, Игорь узнал, что группа Дятлова бесследно пропала. Почти сразу он отбыл в Ивдель к горе Холат-Чахль, где месяц работал со щупом. Именно он потом опознал Юрия в морге, потому что мать не признала сына в изуродованном трупе.

Шаравин был родом из деревни Кама Кондинского района. Там он с детства слышал рассказы о каменной статуе, спрятанной в таежных болотах. В 1963 году он собрал друзей и вместе они отправились на поиски истукана.

Фото: предоставлено 66.RU Игорем Шестопаловым

Участники похода 1963 года за идолом.

Игорь Шестопалов до сих пор хранит дневник той экспедиции с фотографиями: «Турпоход К.Баба».

Фото: предоставлено 66.RU Ильей Абрамовым

Экспедиция 1963 года

Опытные путешественники отмечают, что места, где скрыт древний идол, и сейчас остаются труднодоступными. Куда проще добраться, к примеру, до перевала Дятлова, чем до Полуденной горы в кондинских болотах у реки Согом.

В дневниках экспедиции, которые хранит Шестопалов, записан рассказ местного жителя Пагилева об идоле: «Нашли де ее старики. Давно. Кто ее сделал, как она туда попала — неизвестно. Стояла будто на каменном основании. Хотя и грубо обтесана, но ясно видно — что женщина. На руках ребенок маленький… Был. А сейчас нету. В 1905 году купец Сыромятников хотел увезти ее с собой, но только уронил да испохабил — куски отбил зачем-то».

Позже местные охотники «добили» статую. Об нее точили топоры, на ней разводили костры.

А в 1963 году студенты УПИ нашли статую поваленной на землю и без головы. Очевидно, что идола разворотили в поисках золота, полагая, что оно может быть спрятано внутри.

Игорь Шестопалов, участник экспедиции:

— У нас тогда и в головах не было, что статуя будет золотой. Золотая — может, потому, что красивая была.

Из каменных обломков, валявшихся неподалеку, туристы «собрали голову» бабы.

Фото: предоставлено 66.RU Игорем Шестопаловым

Илья Абрамов, научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН:

— Сама фигура бабы вызывает много вопросов. В лесной зоне Западной Сибири вообще нет каменных фигур со следами ручной обработки — все известные каменные бабы (менгиры) сконцентрированы в степях Сибири и относятся к тамошней традиции. В лесах нет легенд о бабах-идолах. Кроме одной, самой бородатой, — о Золотой бабе. О ней туманно писали средневековые европейские авторы, черпая информацию из третьих-четвертых уст. Речь шла об идоле или статуе с ребенком на Оби, где золото — скорее указатель на статус, чем на материал. Никто эту бабу так и не нашел, весового золота тоже. А единственная баба, что стала известна, — вот эта, каменная, на Полуденной горе. Она вполне материальна. Тем удивительней, что к бабе за 60 лет после публикации так и не съездили ни этнографы, ни археологи, ни другие специалисты.

Также в своих отчетах экспедиционеры со ссылкой на рассказы местных жителей уточнили, что рядом с бабой должны находиться еще несколько идолов — коня и ребенка. Правда, в 1963 году у туристов не было времени на их поиски.

Уходя, студенты оставили послание под идолом. В бутылку из-под шампанского они вложили записку: «Мы, группа туристов г. Свердловска, под руководством М.П. Шаравина сего числа нашли «Каменную бабу»… Убедительно просим всех, нашедших ее, не разрушать это древнее изваяние и не растаскивать камни, сложенные у подножья».

Баба или старуха?

Уже через месяц в экспедицию к изваянию отправится Алена Родионова. На месте запланировали множество исследований: от археологических до геологических.

Алена Родионова:

— Нам интересно установить происхождение камней. Для этого с нами едет геолог. Основная наша цель — разведывательная. Мы не планируем вывозить статую оттуда. Ведь для местных жителей это место до сих пор остается священным. Если догадки подтвердятся, то мы сможем поставить это место на охрану, установить границы исторической территории.

Однако официальная наука со скепсисом относится к самому существованию Золотой бабы.

Илья Абрамов:

— На сегодняшний день нет каких-либо научных изысканий о Золотой бабе, потому что нет самого предмета изучения. Есть только древние летописи и карты, составленные с пересказа из десятых уст. На сегодня мы имеем копипаст одних и тех же цитат. Сейчас сложно утверждать, можно только предполагать, что место, найденное в 1963 году, являлось святилищем. Однако его ранг необходимо уточнять: было ли оно локальным — для местных жителей или же туда съезжались со всего Приобья.

Между тем о странном камне в Конде упоминает в своей книге «Остяцкая молитва» исследователь Сибири конца XIX века Серафим Патканов: «Необычный камень на северо-западе М.-Кондинской волости называется Kev-ima — «камень-старуха» (вог. «каменная баба»), а маленькие камни рядом — raaurimet — «дети», потому что их рассматривают как потомство или семью старухи».

Является ли кондинский идол той самой Золотой бабой или не имеющей к ней отношения «каменной старухой», и предстоит разобраться будущей экспедиции, старт которой намечен на 20 июля.