Презентованный Владимиру Путину новый электронный школьный учебник по характеристикам очень напоминал уже существовавшие тогда электронные книги.
Глава «Роснано» рассказал президенту, что в один гаджет можно поместить всю школьную программу, он из пластика, может гнуться, а главное — не разобьется при падении.
По задумке, новая разработка должна была не только облегчить портфели учеников, но и сэкономить деньги их родителей. Им бы не пришлось покупать каждый год печатные учебники, достаточно было один раз потратить 12 тыс. рублей на нанокнигу.
Выпускать учебник «Роснано» планировала вместе с британской компанией Plastic Logic, которая уже производила такую продукцию. В перспективе электронные учебники должны были получить 14 млн детей в стране. Затем Чубайс рассчитывал выйти на зарубежные рынки.
В разработку «Роснано» инвестировала 700 миллионов долларов, триста из которых должны были уйти на строительство завода в Зеленограде. Но сначала потенциальные партнеры (корпорация и Plastic Logic) перенесли старт стройки на неопределенный срок, а потом и вовсе все заглохло.
Позже эксперты назвали несколько причин, которые обеспечили заведомый провал проекта:
- Разработка не была российской и уникальной. Речь шла только о том, чтобы купить готовую технологию и наладить производство в России. То есть на мировом рынке — существовали аналоги таких учебников. Более того, в России по ним уже учились некоторые школы (в Санкт-Петербурге и Татарстане).
- Электронная книга не была прорывом для своего времени и не имела конкурентных преимуществ, поэтому проект не вызвал интереса ни у российских, ни у зарубежных инвесторов.
- Возникли проблемы с наполнением электронного учебника. Российская система образования не имела в достаточном количестве адаптированных под его формат школьных программ.
Тем не менее пробная партия была произведена и некоторые школы даже тестировали девайс. А семью годами позже к эксперименту присоединился и Екатеринбург. Только школьники тестировали гаджет, разработанный уже «Ростехом».
Планшет «Ростеха», который был больше похож на полноценную книгу, стоил уже 30 тыс. рублей. Гаджет позволял школьнику не только читать учебники, но и выполнять задания, а также проверять их на правильность. Кроме того, электронный учебник давал возможность пользоваться социальными сетями.
Фото: архив 66.RU |
---|
Тестовые учебники получили школьники в 350 классах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. На эксперимент по внедрению гаджетов «Ростех» потратил 450 миллионов рублей.
В течение учебного года дети проверили на прочность почти пять тысяч таких устройств. В начальной школе — на уроках русского языка и литературного чтения, в восьмых классах тест-драйв устраивали на уроках химии и биологии.
Однако после эксперимента дети все равно остановили свой выбор на печатных учебниках — за них проголосовала большая часть участников программы.
Также эксперимент выявил несколько слабых мест нового учебника:
- устаревшее программное обеспечение, медленная работа устройства, нехватка памяти, зависание и необходимость постоянного подключения к питанию. Для бесперебойной работы устройства требовалось как минимум 30 электрических розеток на класс;
- долгая зарядка аккумулятора устройства и быстрая его разрядка;
- плохая совместимость с другим оборудованием;
- мелкий и неудобный шрифт.
В итоге все электронные учебники после шести месяцев использования отправили обратно в «Ростех». И пока нового эксперимента или новых гаджетов для школьников не анонсировалось.