Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Только зашел на сайт – звонит менеджер»: как интернет-магазины получают доступ к вашим личным данным

«Только зашел на сайт – звонит менеджер»: как интернет-магазины получают доступ к вашим личным данным
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Чтобы обезопасить себя от утечки данных, придется полностью отказаться от смартфонов или перестать выходить в Cеть. Однако, как считает директор по электронной коммерции и лояльности в «Галамарте», сооснователь E96.ru Дмитрий Пивоваров, персонализация рекламы и контента — необходимость, скоро все к ней привыкнут так же, как привыкли к банковским картам вместо наличных.

О том, что банки, сотовые операторы, магазины, поисковики и вообще все собирают о вас информацию, — известный факт. У этого процесса есть благая цель — с помощью big data делать нашу жизнь комфортнее. Компании, сайты и сервисы могут собирать персональную информацию (например, чтобы выдавать потом таргетированную рекламу), но не имеют права продавать ее третьим лицам. Однако так происходит не всегда.

Читатель 66.RU столкнулся с ситуацией: на одном из сайтов он выбирал металлокаркасные лестницы для собственного дома, но в итоге от покупки отказался. Спустя некоторое время ему поступил звонок от менеджера интернет-магазина, который интересовался, почему тот ничего не выбрал. На вопрос, откуда у магазина его номер телефона, ответил, что информацию предоставил сотовый оператор. Мы попросили директора по электронной коммерции и лояльности в «Галамарте», сооснователя E96.ru Дмитрия Пивоварова разобрать этот странный случай. Действительно ли сотовые операторы передают кому-то личную информацию абонента, можно ли сократить свой цифровой след и почему жизнь онлайн и офлайн уже нет смысла разграничивать. Его мнение — в материале 66.RU.

«Только зашел на сайт – звонит менеджер»: как интернет-магазины получают доступ к вашим личным данным
Фото: предоставлено 66.RU

Директор по электронной коммерции и лояльности в «Галамарте» Дмитрий Пивоваров

Сотовые операторы действительно продают персональные данные?

Сотовые операторы не продают номера клиентов — это незаконно. Они могут продавать персонализированные гео-рассылки по базе, зная, в какой локации находятся клиенты, но персональную информацию третьим лицам не передают. Базы в тот же даркнет сливают отдельные люди, но не корпорации.

Тогда как магазин узнал номер телефона?

Скорее всего, с помощью технологии кликджекинг (clickjacking). На сайте устанавливается специальный код, способный определить номера телефонов либо другие личные данные посетителей. Поверх видимых активных элементов на сайте, куда пользователь может нажать, чтобы посмотреть информацию, располагается невидимый слой. Рано или поздно клиент нажимает на эту невидимую ссылку. Невидимкой может быть фрейм, предлагающий войти на сайт через социальную сеть. Дальше скрипт считывает информацию с вашей страницы и получает ваш номер телефона. В результате владелец сайта (а в нашем случае — продавец лестниц) знает номер заинтересованного в его продукте клиента и общение в этом случае может быть более таргетированным. Получение такой информации — на грани закона. И понятно, что клиент был в раздражении и недоумении, не понимая, откуда у магазина его личные данные. Он осознает, что за ним следят и все про него знают. Поэтому даже если информация досталась с помощью кликджекинга, не стоит говорить об этом клиенту в лоб.

Цель кликджекинга может быть любой — от более-менее безобидной накрутки лайков в социальных сетях или подписчиков до скрытого получения персональных данных, совершения покупок за чужой счет и так далее.

Любые интернет-магазины собирают личную информацию?

Собирать информацию можно законно и не очень. Есть понятные пути, когда пользователь авторизовался на сайте, нажав кнопку «соглашаюсь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных». В этом случае компания на законных основаниях следит за вашими действиями через сайт, пока вы не откажетесь от соглашения. Это легально. Полузаконным кликджекингом, о котором говорилось выше, пользуются далеко не все.

Как себя обезопасить?

Нужно верифицировать компанию, иногда пренебрегнув ценой. Тут вопрос твоего выбора — пойдешь ли ты на сайт известного магазина или будешь искать где дешевле, переходя на случайные сайты. Если вам нужны лестницы, то спросите своего прораба или знакомого, который лучше знает рынок. Как себя обезопасить? Не посещать незнакомые сайты, не нажимать подозрительные и ненужные кнопки и пользоваться экспертизой друзей.

Выпиливание из соцсетей меня спасет?

Нет. Чтобы обезопасить себя от любой утечки информации, нужно перестать выходить в интернет вообще. Все, что мы говорим, пишут приложения в телефоне, Google и др. И все, что мы говорим, тут же уходит на сервер, к которому имеют доступ другие люди.

Я выбрал для себя такой принцип: вести себя в интернете точно так же, как веду себя на улице. Многие считают, что в интернете можно «надеть маску», — это больше не работает. В интернете, как и на улице, нужно говорить только то, за что вы готовы понести ответственность, совершать действия, за которые вы готовы понести ответственность. Любая коммуникация, любое взаимодействие с интернетом, неважно, используешь ты мобильный телефон, просматриваешь сайты или что-то пишешь, — все пойдет в паблик.

В чем польза такой слежки?

Все технологии можно и нужно использовать для клиента. И принятие того, что ты только что посещал сайт банка, а тебе на следующий день звонят и делают спецпредложение по ипотеке или кредиту, наступит. Так же как люди приняли банковские карты, хотя сначала относились к ним с недоверием, они привыкнут получать только персональную рекламу и персональный контент.

Такая персонализация уже есть в социальных сетях, когда с помощью лайков и комментариев ты выбираешь только тот контент, который тебе интересен. Технология — как топор. Можно использовать в негативных целях, а можно в позитивных. С моей точки зрения, правильный бизнес — это бизнес, который не просто хочет удовлетворить потребности клиента, а предвосхитить его ожидания. Пользователь еще даже не сформулировал запрос, а ему уже начинают предлагать. И бизнесу нужно идти в эту сторону. Только не нужно говорить человеку в лоб, что за ним следят.