Пять научных открытий года, которые изменили мир (или наши представления о нем)

7 января 2021, 18:00
Можно подумать, что в 2020 году интерес науки сосредоточился только на коронавирусе и разработке вакцины от него. Но нет. Весь год ученые продолжали изучать Вселенную и мир вокруг нас. Собрали главные научные открытия года, которые изменят мир (или вообще уничтожат его).

Нейросеть за несколько дней решила проблему, над которой люди работали 50 лет

Последняя версия системы искусственного интеллекта AlphaFold помогла решить один из вопросов биологии, известный как проблема свертываемости белков. Почти пятьдесят лет (с 1972 года) ученые с помощью компьютеров пытались предсказать трехмерную структуру белка, который в природе свертывается спонтанно и множеством способов.

AlphaFold дает надежные прогнозы базовой физической структуры белка за считаные дни. Ее создали специалисты британской компании DeepMind. Систему AlphaFold обучили на информации о 170 тысячах структур белков из банка данных белков.

В 2020 году решение этого вопроса стало особенно актуальным. Система уже помогла предсказать несколько белковых структур вируса SARS-CoV-2, включая ORF3a, структура которого была неизвестна. Благодаря искусственному интеллекту ученые смогут глубже понять предпосылки для тех или иных заболеваний и создавать «дизайнерские лекарства» — такие, что будут воздействовать точно на очаг заболевания.

Подробнее про это открытие можно почитать здесь

NASA впервые записало саундтрек космоса

Летом 2020 года NASA отправило марсоход Perseverance на Красную планету. Обратно марсоход прислал аудиозапись с борта космического аппарата. И теперь мы знаем, как звучит космос.

Просто послушайте:

Специалисты NASA подчеркивают: звук в вакууме не распространяется. Но звуковые волны, встречая на пути твердые объекты, порождают механические колебания, которые и улавливаются микрофоном марсохода. Perseverance записал звуки, с которыми он движется к Марсу.

Подробнее можно почитать здесь

Ледник Судного дня убьет всех быстрее, чем мы думали

Ученые из США и Великобритании выяснили, что ледник Туэйтса, более известный как ледник Судного дня, растает быстрее, чем предполагалось ранее. Во время последней экспедиции ученые изучили подводную часть ледника и выяснили, что сеть каналов, которые обеспечивают приток теплой воды, значительно больше, чем предполагалось. А значит, он разрушится намного быстрее.
И это действительно серьезная проблема для планеты.

Ледник расположен на западной стороне Антарктиды и не позволяет сползать в море другим ледникам. Если (когда) он разрушится, то уровень Мирового океана поднимется на 65 сантиметров. А дальше – хуже. Когда остальные ледники будет сдерживать нечем, уровень воды поднимется еще на 4 метра. Под угрозой все города, расположенные на берегу океана, в том числе Нью-Йорк, Майами, Санкт-Петербург, Мальдивские острова, Нидерланды. Они первыми уйдут под воду.

Ранее считалось, что Ледник Судного дня растает через 200–600 лет, но сейчас исследователи предполагают, что это произойдет гораздо быстрее.

Подробнее об исследовании можно почитать здесь

Ученые посчитали, сколько мыслей возникает в нашей голове за день

Канадские ученые смогли подсчитать точное количество мыслей, которые возникают в голове человека за сутки. Для этого сотрудники Королевского университета Джордан Поппенк и Джули Ценг изучили нейронные процессы мозга нескольких добровольцев, а затем проанализировали полученные результаты и сопоставили их с картами мозговой активности. Они признаются, что сделали открытие, «отказавшись от попыток понять, что думают люди, и сосредоточились на том, что происходит, когда они думают о чем-то новом».

Они выяснили, что в мозге есть определенные паттерны, которые определяют начало и конец мысли. Этот шаблон повторяется в том числе и при переходе с одной темы к другой. Ученые посчитали, что в среднем в голове человека возникает около 6200 различных мыслей в день.

Подробнее об исследовании можно почитать здесь

Химики собрали идеальный коктейль от похмелья

Рассол, энтеросгель, супчик – забудьте все, что вы знали о борьбе с похмельем. Сотрудники Института химической технологии в Мумбаи нашли идеальный, научно выверенный коктейль, который поможет быстрее восстановиться после алкогольных возлияний.

Пять научных открытий года, которые изменили мир (или наши представления о нем)
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Идеальная рецептура, разработанная с помощью 15 добровольцев, выглядит следующим образом: 65% груши, 25% лайма и 10% кокосового молока. Кроме того, в коктейль можно добавить имбирь, финики, какао, обезжиренные сливки и пшеницу. Ученые выяснили, что именно эти продукты – природные ферменты алкогольдегидрогеназа (АДГ) в печени и альдегиддегидрогеназа (АЛДГ) в печени, почках и легких, участвующие в борьбе с ацетальдегидной интоксикцией, которая происходит с организмом после употребления большого количества алкоголя.

В Австралии нашли новые виды животных. И они невероятно милые

В Австралии обнаружили два новых вида млекопитающих. Точнее – две новые разновидности гигантского летучего кускуса (он же большой летающий поссум).

Ранее ученые предполагали, что это один вид, но результаты тестов ДНК показали, что речь идет о трех разных представителях (один уже был известен). Гигантские летучие кускусы днем живут в дуплах деревьев, а ночью ходят по лесу в поисках своей любимой пищи — листьев эвкалипта.

Для Австралии это открытие очень важно, поскольку доказывает, что разнообразие животных на материке шире, чем считалось ранее.

Подробнее о новых животных можно почитать здесь

Осьминоги шлепают рыб, чтобы наказать их

В мире животных – все как у людей. Осьминоги Octopus cyanea, которые обитают в Красном море, создают специальные команды для охоты. В них входят голоцентровые рыбы-солдаты и разные виды груперов. Благодаря разной анатомии им удается поймать больше добычи. Но порядки в команде царят строгие. Ученые выяснили, что для того, чтобы поддерживать дисциплину и управлять рыбами, осьминоги применяют физическую силу. Они шлепают рыб своими щупальцами. А иногда делают это просто от злости.

Как это происходит, можно посмотреть на видео:

Ученые из португальского Центра по изучению океана и окружающей среды MARE объясняют это явление тем, что объединение множества сторон создает сложную сеть взаимодействий, в которой может возникать дисбаланс между вкладываемыми участником усилиями и получаемой им выгодой. Чтобы контролировать группу, осьминог совершает быстрое взрывное движение, направленное на конкретную рыбу.