Запуск Crew Dragon отмечали всем миром — один из российских пользователей даже сделал видео-дипфейк с Илоном Маском, который поет «Земля в иллюминаторе». В Роскосмосе посчитали праздник «истерикой».
«Истерика, поднявшаяся после удачного запуска корабля Crew Dragon, не очень понятна. Произошло то, что произойти должно было давно», — написал в Twitter официальный представитель госкорпорации Владимир Устименко.
Бывший инженер космического центра им. Хруничева Илья Харламов в треде в Twitter объяснил, как космическая держава, которая первой отправила человека в космос, потеряла лидерство и скоро начнет соревноваться с Бразилией.
— Есть так называемое «проклятие пятисот долларов» — в начале 2000-х российскую космонавтику могли спасти $500 зарплаты, но их не было. В 2003 году я пришел на завод Хруничева в надежде поднимать российский космос. Зарплата космического инженера, которую мне предложили, — около $100. В McDonalds через дорогу от предприятия полотеру туалетов платили $250.
Прошло 20 лет, а проклятие мизерных зарплат до сих пор действует. Средняя зарплата инженера Государственного ракетного центра имени Макеева — 22,4 тыс. рублей в месяц. Электроника — 24,2 тыс. рублей. В SpaceX специалисты на тех же должностях получают примерно от 800 тыс до 1 млн рублей ежемесячно.
Сколько платят руководству? Директор NASA зарабатывает $232 тыс. ежегодно, это примерно в полтора раза больше гонораров для инженеров. Его коллега — глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин — получает примерно в два раза больше, чем директор NASA и примерно в 120 раз больше, чем российский инженер. При этом Рогозин по образованию журналист, а по поведению — пресс-секретарь. Хотя я бы ему даже гаечные ключи подавать не доверил.
Но если в начале 2000-х российскую космонавтику могли спасти $500 зарплаты, то теперь ее не спасет ничего, потому что проблема уже не в деньгах. Все наши достижения — «мы запустили Гагарина, мы запустили «Мир», «Буран» и так далее» — к Российской Федерации не имеют никакого отношения. За 30 лет РФ не сделала вообще ничего.
Те, кто смотрит Первый канал, знают, как «американцы покупают лучшие в мире русские двигатели РД-180». Мы вроде как делаем милость и продаем «недалеким америкосам» превосходные образцы российской техники. На самом деле, РД-180 — это половина РД-170 от «Буран»/«Энергии». Его создали при Ельцине в рамках русско-американского сотрудничества. США владеет документацией и правами на этот двигатель, и они могут его делать у себя, но не хотят.
РД-170/180 — шедевр советского технического искусства 1980-х. Как любой шедевр, он очень капризный и дорогой. Например, любая частичка человеческой кожи внутри вызывает пожар и взрыв. Он дорогой даже для американцев, а для нашего бюджета он просто неподъемен.
Но выход нашли — в ельцинские годы на американские деньги РФ распилила пополам советский двигатель и стала продавать его за полцены от себестоимости, гордиться этим и грозить Америке, что перестанет. Что все это значит, наверное, не понимают ни они, ни мы.
Когда Байконур остался в Казахстане, новой России нужен был новый космодром. Где его построить, думали долго, было много вариантов, проектировали лет 15, руководители приходили, увольнялись, получали премии. Наконец придумали, нашли место и «ударно построили» с задержками зарплаты и скандалами.
После этого внезапно оказалось, что заводы, которые могут изготовить ракету, находятся либо в европейской части России, либо на Дальнем Востоке. И космодром «Восточный» соединен с ними только туннелями Транссиба эпохи царя Николая II. То есть доставить туда ракету диаметром больше, чем царские туннели, не выйдет — она физически в них не влезет.
При этом диаметр нового марсианского корабля Илона Маска — 9 метров, новой лунной ракеты Китая — 10 метров. А нам из-за сложностей с доставкой нужно уместить ракету в габарит 3,9 метра и точка. Ракета «Союз», построенная в 1957 году, еще проходит, но с Китаем и США мы физически не можем конкурировать на «Восточном». Что, еще один космодром строить?
Новая российская ракета «Ангара», разработка которой началась 28 лет назад, летает раз в шесть лет. Еще в 1993 году она уже была ракетой из прошлого по сравнению с «Энергией». Сейчас это ракета из позапрошлого. В 2014 году был единственный тестовый запуск без нагрузки, в котором она не подтвердила свои характеристики.
Затраты на «Ангару», которая еще ни разу толком не летала, в 2012 году оценивались в $5,5 млрд. После этого считать бросили. Для сравнения — стоимость разработки Falcon 9, которую с 2010 года запускали 88 раз и один раз с экипажем, оценивается в $1 млрд. Чтобы полет на российской новой ракете состоялся в 2023 году, он должен отрабатываться сегодня. Но по нему нет ни документации, ни системы аварийного спасения.
Какой сейчас самый главный проект у Роскосмоса? Это строительство 200-метрового офиса в виде ракеты с торговым центром, квартирами и канатной дорогой. Поэтому к 2030 году мы будем соревноваться с Бразилией и Израилем, но никак не с ведущими странами: США, Китаем, Евросоюзом, Японией и Индией.