В распоряжении «Ведомостей» оказалась концепция проекта постановления правительства, которая описывает приложения для предустановки на гаджеты.
По закону, с 1 июля 2020 года в России перестанут продавать смартфоны без отечественных приложений, с 1 июля 2021 года мера начнет действовать для планшетов и носимых устройств, с 1 июля 2022 года для компьютеров массой до 10 кг, а с 1 июля 2023-го — для Smart TV и ТВ-приставок.
Все перечисленные виды техники, в зависимости от назначения, будут оснащаться российскими антивирусами, навигаторами и картами, поисковиками, соцсетями, голосовыми помощниками и другими отечественными аналогами зарубежных продуктов. «Закон против Apple», как его называют пользователи, подписал президент Владимир Путин в декабре 2019 года.
Пока окончательный список приложений, которые будут предустанавливать, не определен. Но ФАС уже обозначила критерии для них. Это:
- Популярность приложения. ФАС будет учитывать количество скачиваний программы, число уникальных пользователей, частоту использования, степень индексирования поисковыми системами.
- Социальная значимость. Антимонопольная служба намерена распространять сервисы с «социально значимой или обязательной для распространения на территории России» информацией. Эти программы будут работать на «формирование приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Обеспечение безопасности, защиты данных потребителей.
Формировать список приложений будут ФАС, Роскомнадзор и Минкомсвязи. Утверждать — правительство. Для участия в нем могут заявиться российские разработчики, чьи программы бесплатны для пользователей и совместимы с устройствами.
Устанавливать российские программы перед продажей гаджетов потребителям должны производители устройств, уверены в ФАС. Если они не смогут это сделать, обязанность передадут продавцам и дистрибуторам.
Предустанавливать программное обеспечение будут либо сразу на жесткий диск устройства, либо с помощью иконок приложений от разных разработчиков, среди которых пользователь сам выберет, какое установить. Третий вариант — в виде диалогового окна при активации устройства, пропустить которое пользователь не сможет.
По мнению представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, государство навязывает покупку контента ряда компаний потребителям. Непонятно, кто будет отвечать за сбои, возможные после установки духовно-нравственных и других отечественных приложений.
Гаджеты, где российских приложений нет, запретят к продаже. Возможно, из-за этого из России уйдет Apple.