О форуме
«Семихатовские чтения» — это молодежный космический форум, который проводят с 2014 года. В чтениях участвуют и дети, не увлеченные точными науками, — достаточно представить исследовательский исторический или культурологический проект. Например, проанализировать тему космоса в песнях Пахмутовой и Добронравова, которые дружили с Гагариным, или пофантазировать об анабиозных капсулах при помощи моделирования и рисунков.
Чтения делят на пять секций:
- естественные науки: физика, химия и материаловедение (умные и композиционные материалы), биология, астрономия;
- естественные науки: математика, способы и методы управления в динамических системах, алгоритмы, информатика и программирование;
- инженерные науки: радиоэлектроника и вычислительные системы в технике, ракетостроение, системы управления в ракетно-космической технике;
- инженерные науки: компьютерное (техническое) моделирование, робототехника и кибернетика, аддитивное производство;
- гуманитарные науки: история науки и техники, история ракетостроения, космодромы, жизнь и деятельность академика Николая Семихатова, космос как культура, футурология и проекты о будущем.
Главным призом для победителей чтений становится поездка на космодром Байконур, где проводят нескучные экскурсии, дают возможность прикоснуться к действующей технике и увидеть запуск настоящей космической ракеты.
О науке и Байконуре от первого лица
В Екатеринбурге работает лаборатория робототехники и 3D-моделирования «Космопорт». Это социальный проект, который ведет Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н. А. Семихатова — одно из крупнейших предприятий России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники. НПО автоматики и организует «Семихатовские чтения».
Мы сходили в «Космопорт» и поговорили с тремя победителями форума, которые недавно вернулись с легендарного космодрома.
Илья, 15 лет
Фото: © 66.RU |
---|
Илья победил в «Семихатовских чтениях» второй раз подряд. В прошлом году поехал туда с проектом механо-терапевтического тренажера для разработки запястья после переломов. Этот кейс получил во время Уральской проектной смены на Таватуе, где решил разрабатывать проект в направлении «Конструирование сложных технических объектов». На Таватуе с проектом тренажера занял третье место, а на «Семихатовских чтениях» — первое в четвертой секции.
В этом году на чтениях решил заняться темой космоса и навигации, потому что это его всегда интересовало. С напарником получил один из самых сложных кейсов — лазерный 3D-сканер для определения наилучшего места посадки на космическом теле.
— На астероиды, кометы отправляют миссии — зонды для изучения. В будущем будет выгодно добывать там полезные ископаемые и привозить на Землю. Многие компании уже заинтересовались и вступили в технологическую гонку, — объясняет Илья. — Недавно зонд «Филы» попал в аварию, когда садился на комету Чурюмова — Герасименко, и не смог продолжить миссию. Все из-за того, что не изучил место посадки.
Это 3D-сканер, который разработал Илья с напарником Кириллом Тужиковым. Штука, похожая на камень, — имитация космического тела — астероида. |
На сканере есть камера и лазер. Работает это так: лазер проецирует линию на астероид, неровность сбоку снимает камера, тело при этом вращается. Затем полученная информация превращается в массив точек, проходит через специальную программу, а та создает из точек трехмерную модель астероида. Так можно понять, где посадить зонд. В будущем Илья намерен внедрить в устройство нейронную сеть, которая могла бы сама определить наилучшее место с помощью программы. Подобные сканеры используют в промышленности, но в космической отрасли такого пока нет.
— Запуск ракеты лично для меня — это самое необычное и яркое, что может происходить на Земле. Это завораживает: мы уходим за пределы своего дома, в космос, где, возможно, нет людей.
Кстати, чтобы посмотреть на запуск ракеты, нужно проделать непростой путь. Из Екатеринбурга придется лететь в Москву, оттуда — в Кызылорду, потом — несколько часов по степи в автобусе до Байконура.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Но это точно того стоит! — уверяет Илья.
До запуска ракеты детей водят по музеям, знакомят с космической сферой — с отечественным космосом и зарубежным. В этот раз школьникам удалось подойти к космонавтам близко — те проходили в метре.
Илья учится в СУНЦе УрФУ на кафедре математики и хочет связать профессию с космосом, чтобы, возможно, однажды туда полететь.
Ваня и Никита, 13 лет
Фото: © 66.RU |
---|
Ваня и Никита — одноклассники. Никита узнал о лаборатории первым и позвал друга. Так в паре и работают — делят обязанности по компетенциям.
Долго думали, каким проектом заняться в «Космопорте». В конце концов Ваня предложил сделать чаеварку: сами кофе пьют редко, да и кофемашин на рынке много.
Устройство собирали из разных комплектующих. В процессе работы над проектом некоторые из них обрели неожиданные функции.
Фото: © 66.RU |
---|
Чаеварку собрали из алюминиевого профиля, полимерных трубок и узлов 3D-принтера. За работу электронных компонентов отвечает одноплатный компьютер Raspberry Pi. Ваня программировал, Никита моделировал, собирали вдвоем. |
Наверху — контейнер, который заменяет бак с водой. Под ним электромеханический клапан, через который вода наполняет фиолетовый чайник. Затем вода нагревается и через насос направляется в модуль заварки, куда вкладывается пакетик. Когда под модуль ставят кружку, туда наливается чай. Позже парни хотят сделать сменную кассету, чтобы выбирать сорт чая, и дозатор сахара.
Машина подключается к сети Wi-Fi и запускается дистанционно из любой точки мира. Мобильное приложение для этого написал Ваня. В приложении можно выбрать температуру, тип чая, решить, добавлять ли сахар. Появятся и другие опции.
— Это вполне может стать бизнесом, — рассуждает Никита. — Особенно если разработать версию с расширенным функционалом и улучшить мобильное приложение.
Ребята рассчитывали максимум на третье место: в работе машины были сбои, а во время просмотра чаеварка не запустилась с первого раза. Тем не менее — первое место и путешествие на космодром.
— Больше всего меня, конечно, впечатлил запуск, — говорит Никита. — Нам дали подойти к стартовому столу для ракет, чуть ли не потрогать опоры. Пустили в пункт управления космическими программами «Энергия-Буран». Когда дают прикоснуться к вещам, которые участвовали в запуске и освоении космоса, — это круто.
На заднем плане — стартовый стол |
Ване запомнились музеи космодрома и города Байконур.
— Было интересно в музее космодрома Байконур. Там стоит один из спутников, которые были запасными для полетов в космос. Мы встречались с космонавтами, провожали на космодром. Еще, как сказал Никита, тут все системы дают потрогать, понажимать, посмотреть индикацию. Даже разрешили посидеть в кабине орбитального корабля «Буран».
Парни пока не знают, чем займутся в будущем. Ване, очевидно, нравится программирование, а Никита раздумывает над профессией летчика или инженера.
Теперь подробная инструкция
- Убедитесь, что ребенку интересен космос, робототехника или 3D-моделирование.
- Запишите его на занятия в «Космопорт». Заявку на обучение нужно заполнить здесь.
Вот как работает лаборатория робототехники и 3D-моделирования:
— занятия по робототехнике проводят с 9 лет;
— занятия по 3D-моделированию — с 12 лет;
— педагоги работают с детьми над индивидуальными проектами по робототехнике и отправляют их на конкурсы и выставки;
Важно. Некоторые курсы, например программирование микроконтроллеров, набирают до начала учебного года. На робототехнику можно прийти в течение всего года. Проекты для «Семихатовских чтений» тоже начинают делать осенью.
— все занятия бесплатны.
- Если ребенок захочет поучаствовать в форуме, вместе с педагогом он выберет секцию «Семихатовских чтений», тему работы и подаст заявку на участие.
- Когда проект будет готов, работу отправят организаторам «Семихатовских чтений».
- Следующий этап — защита проекта перед жюри.
- Остается только победить и поехать на космодром Байконур.
- Успевайте сделать все это к следующим «Семихатовским чтениям» — они пройдут в апреле 2020 года.
- Следите за проектом в официальной группе в VK. Там можно почитать о форумах прошлых лет, узнать больше о детских проектах и изучить правила и порядок участия, которые изложены в Положении о конкурсе.