Выпуск новой техники — 10-тонной шахтной погрузочно-доставочной машины — анонсировали Иннопроме-2018: на стенде представили модель погрузчика в размере 1:10. «Самое большое достижение УГМК в этом году — вот эта машина, — заявил тогда генеральный директор металлургической компании Андрей Козицын. — Сегодня для погрузки и транспортировки руды в шахтах российские предприятия используют импортную продукцию, в основном Caterpillar. Наша машина станет первым отечественным аналогом».
Фото: пресс-служба УГМК |
---|
Через несколько месяцев после показа модели на Иннопроме презентовали и саму машину. Пилотный образец собрали на Шадринском автоагрегатном заводе (ШААЗ входит в УГМК). Работа над погрузчиком — от первых чертежей до полной сборки — заняла около двух лет. |
Над новым погрузчиком работали вместе с компанией Ferrit — производителем горного оборудования из Республики Чехия.
— Для нашего завода, как и для ШААЗ, эта машина — первая. Ferrit производит горное и шахтное оборудование, но другого типа. На чертежи наши инженеры затратили около года: надо было сделать надежную и простую в эксплуатации машину, которую можно было бы собрать на шадринском заводе, не перестраивая их технологические мощности.
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
По чертежам, представленным чешскими конструкторами, работники ШААЗ изготовили детали рамы и кузова и собрали машину. Работы вели в том же цехе, где модернизируют тепловозы. |
— Собирали погрузчик с начала года. Какие-то вещи приходилось доделывать по ходу: где-то не так расположили лючок для встраивания оборудования — на чертежах вроде все хорошо, а на деле — неудобно, где-то не предусмотрели заглушку. Это нормально для первой машины.
Все необходимые изменения сразу вносили в документы: следующие погрузчики будут делать уже с учетом этих правок, и время на сборку сократится.
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
ПДМ10-УГМК Ferrit — так официально называется погрузчик — предназначен для погрузки и транспортировки сыпучих материалов на короткие расстояния. «Рост» у него небольшой — около 2 метров, чтобы использовать в низкопрофильных подземных шахтах. |
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
Основные элементы — гидравлические узлы, электронику — поставляет чешский Ferrit, двигатель — компания «КАММИНЗ КАМА» (совместное предприятие ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc.). Моторами той же компании оснащают модернизируемые в Шадринске тепловозы, так что с обслуживанием проблем не будет — связи давно налажены. |
Угол поворота рамы 42,5 градуса, максимальный наклон 15 градусов — так указано в технических характеристиках. На деле это означает, что машина может практически согнуться пополам — удобно маневрировать в небольших забоях.
Диаметр колесного диска — 25 дюймов. Резина используется особая — абсолютно гладкая.
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
«Машина весит 30 тонн плюс 10 тонн груза перемещает. Дороги в шахтах никто не асфальтирует. При резком торможении корд на протекторе просто порвется — если там будут выемки, как на обычных шинах. С нашими колесами такого не случится», — поясняет бригадир Василий и добавляет, что машина оснащена гидравлическим тормозом, который мгновенно и при этом мягко останавливает погрузчик. |
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
Никакого руля в кабине погрузчика нет — он управляется джойстиком. Вращение машины происходит за счет шарнира. |
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
Из умных систем — индикаторы загрязнения воздушных фильтров, гидравлики и привода. |
Чем меньше электроники, тем для этой машины лучше, уверяют инженеры.
— В шахтах повышенная сырость, пыль, агрессивная среда — датчики засоряются, выходят из строя, системы начинают сбоить. Прежде чем приступить к созданию ПДМ, мы побывали на предприятиях холдинга, изучили все «болезни» этой техники. Шахтеры просили, чтобы она была надежной и простой в эксплуатации. Мы в техзадании для разработчиков это требование прописали, конструкторы — выполнили.
Особые требования были также к толщине и качеству стали, прочности швов.
Фото: Мария Калугина для 66.RU |
---|
Василий Буторин: «В забое всегда ограниченная видимость, будут соприкосновения со стенами, с рудой, все на нее будет валиться — и она должна все эти нагрузки выдержать. Через месяц она будет поцарапанная, грязная, но все равно надежная. Делали из стали соответствующих марок. На ковше, к примеру, чтобы приварить одну деталь к другой, использовали до шести видов швов». |
В начале декабря пилотный погрузчик уже начнет свою работу в забое — на глубине 800 метров под землей.
— Ходовые испытания опытного образца пройдут на Гайском горно-обогатительном комбинате и продлятся несколько месяцев. После этого можно будет говорить о запуске серийного производства. Хотя план на будущий год по этим погрузчикам уже сверстан — завод должен выпустить пять машин.
На первых порах курганский завод будет выпускать погрузчики для предприятий УГМК. «Такая техника работает без перерывов и выходных, в круглосуточном режиме. Срок службы машины — пять лет. Потом она просто отправляется в утиль», — объяснили на заводе.
На одной модели останавливаться не собираются: чешские конструкторы уже начали разрабатывать погрузчики большей грузоподъемности.
— Мы рассчитываем вместе с ШААЗ производить линейку из пяти видов техники: кроме 10-тонного погрузчика будут еще на 14 и 17 тонн. Позже к ним добавятся самосвалы 30 и 45 тонн.
После выхода на проектную мощность в 2023 году завод будет выпускать по 50 машин в год.
В перспективе шадринские погрузчики выйдут на открытый рынок: завод планирует поставлять технику как российским предприятиям, так и горным компаниям в других странах. «Машина конкурентоспособна — и по своим конструктивным особенностям, и по цене. Спрос на нее будет», — уверен Петр Мохелник.
Правда, пока выпущен только опытный образец, озвучить стоимость машины на заводе не готовы. «Считать будем, когда машина пройдет обкатку», — пояснил гендиректор ШААЗ. Аналогичная техника иностранных конкурентов стоит десятки миллионов рублей.