Астрономы смоделировали первые звезды Вселенной

1 августа 2008, 15:53
Японским ученым из Университета Нагоя под руководством физика Наоки Йошида (Naoki Yoshida) при помощи компьютера удалось смоделировать ранние годы эволюции самых первых звезд Вселенной.
Работа опубликована в журнале Science.

В рамках модели из газового облака диаметром в тысячу световых лет возникала так называемая протозвезда. Это объект, в котором еще не начались термоядерные реакции, типичные для современных звезд. Масса получившейся протозвезды составляла один процент от массы Солнца, а радиус – 25 солнечных.

Дальнейшее исследование показало, что протозвезда с течением времени достаточно быстро "набирает вес". За тысячу лет ее масса составила десять солнечных, за десять тысяч лет – уже сто. Это хорошо согласуется с современными представлениями об эволюции Вселенной. Считается, что достаточно быстро (по звездным меркам) вселенная оказалась заполнена короткоживущими звездами-супергигантами. Их масса составляла сотни солнечных, а время жизни – несколько сотен миллионов лет (для сравнения, среднее время жизни звезды солнечной массы составляет 12 миллиардов лет)

По словам ученых, создание реалистичной модели стало возможным благодаря особым условиям, сложившимся в первый миллиард лет жизни Вселенной. В это время пространство было заполнено водородом в газообразной форме с небольшими примесями гелия и темной материей. При компьютерном моделировании современных звезд приходится учитывать неравномерности гравитационного поля, а также электромагнитное взаимодействие.

Единственным на сегодняшний момент методом изучения первых звезд является компьютерное моделирование. Это связано с тем, что до настоящего времени они не дожили, и почти не оставили никаких следов для астрономических наблюдений.