Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Москве открылся Авиакосмический салон. Евгений Шароварин объясняет, почему это важно

19 июля 2017, 08:32
В Москве открылся Авиакосмический салон. Евгений Шароварин объясняет, почему это важно
Фото: личная страница Евгения Шароварина в Facebook
Международный авиационно-космический салон (МАКС) открылся в подмосковном Жуковском. Отечественную выставку сравнивают с парижским Ле-Бурже. До четверга экспозиция будет закрыта для широкой публики, а с 21 по 23 июля ее смогут посмотреть все желающие. Несмотря на ориентацию выставки на оборонно-промышленный комплекс, на ней представлены передовые разработки для мирных нужд. Заместитель гендиректора НПО автоматики по продукции гражданского назначения Евгений Шароварин рассказал 66.RU, как екатеринбургские инженеры собираются захватывать новые рынки гражданской продукции.

Тринадцатый Международный авиационно-космический салон открылся на аэродроме Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова (Жуковский). Зрителям форума представят иностранную и отечественную военную технику, а также продукцию для гражданского производства. Как пишет Russia Today, главным событием салона станет презентация легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35, который заменит стоящий на вооружении ВКС и ВМФ России МиГ-29. Помимо машин-гигантов, среди стендов МАКСа есть экспозиция екатеринбургского НПО автоматики. Заместитель генерального директора НПО автоматики по продукции гражданского назначения Евгений Шароварин объяснил 66.RU, почему точная продукция наших инженеров важнее летающего оружия.

— Большая машина не делается из цельного куска древесины, она делается из маленьких штучек. Основа всех современных машин — это система управления (то есть мозги) и датчики (органы чувств). Без них техника — просто кусок железа.

Чем техника следующего поколения отличается от предыдущего? Если говорить о самолетах, авионикой (от «авиация» и «электроника» — совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовой электроники, — прим. ред.), если говорить о спутниках, космических кораблях, автомобилях и т.д. — системами управления, датчиками. Одним словом, интеллектом.

В Москве открылся Авиакосмический салон. Евгений Шароварин объясняет, почему это важно

Павильон Роскосмоса на МАКС-2017. Фото: Роскосмос

Если вы возьмете автомобиль, который выпустили пять лет назад, и машину, которая только что сошла с конвейера, вы увидите, что инноваций в области двигателестроения давно нет, в области рулевого управления и тормозов — тоже. Эти вещи уже отработаны. Все инновации происходят в области управляющих систем. Постепенно добавляется интеллект, автомобиль начинает лучше чувствовать дорогу, связываться с другими автомобилями. Так происходит во всех областях техники.

Сейчас мы находимся в стадии технического прогресса, который связан с интеллектуализацией вещей. То есть вещи (какие бы то ни было — от самолетов до бытовых приборов) совершенствуются за счет наделения их элементами интеллекта.

В НПО автоматики мы занимаемся тем, что создаем системы управления, то есть мозги и датчики. Это полезная, нужная деятельность, но, к сожалению, плохо выставляемая. Вот, лежат датчики — какие-то ящички с проводочками — что на них смотреть? Другое дело, когда посетители видят самолет или космический корабль — с ними все понятно. Но так как МАКС — это в первую очередь выставка для профессионалов, ее участники знают наше производство. Наша задача состоит в продаже собственной продукции.

В этот раз мы привезли на выставку новую продукцию. У нас появилось то, чего не делают в России и в мире: например, бесконтактные датчики электрического тока.

Я объясню, что это. Везде в мире в технике, в индустрии применяется электрический ток. Он, как правило, передается по проводам. Знать величину тока очень важно. Однако для того чтобы его измерить, необходимо разорвать провод и поместить туда измерительный прибор. Такую традиционную схему с амперметром проходят в школах на уроках физики. Но, во-первых, технически это не всегда удобно; во-вторых, зачастую громоздко; в-третьих, сам датчик вносит изменения в измеряемую величину, что не очень хорошо. Поэтому в мире довольно долго разрабатывались всевозможные бесконтактные способы измерения — такие, при которых провод разрывать не нужно.

У нас такая продукция тоже есть. Ее отличие в том, что мы добились очень компактных размеров при очень высоких точностных характеристиках и широком динамическом диапазоне. Тем самым расширили применение этого изделия со специальных приложений, где без него никак, на широкую область. Его можно использовать в электроэнергетике, приборостроении, транспорте, бытовой технике. Сейчас вся техника движется в сторону электрификации: появляются электрические автомобили и т.д., поэтому наша разработка будет полезна везде, где используется ток.

Кроме того, мы расширили модельный ряд. Сейчас у нас есть хорошее предложение по авиационной и космической технике. Добавлены датчики для нефтяной и газовой индустрии, которыми мы раньше не занимались. Сделан акцент не только на продукцию специального применения, но и на мирную продукцию.

Фото: Евгений Шароварин, Facebook