Рано утром на Московском тракте дожидаемся команду дайверов. Мы отправляемся на поиски пушек времен XVIII века. Их отливали на уральских заводах купцов Демидовых и сплавляли на плотах по реке Чусовой до Камы и дальше — к западным границам государства, где шла Северная война. Два часа пути — и мы в деревне Мартьяново Шалинского района, расположившейся прямо на берегу.
В пяти километрах от лесопилки, где заканчивается дорога и начинается лес, под высокой скалой на берегу Чусовой есть место, где три сотни лет назад перевернулся один из плотов с грузом государственной важности. Туда мы и направляемся, ориентируясь на оставленную снегоходом полосу на снегу, периодически пересекающуюся со следами диких животных.
На месте обнаруживаем вбитый в лед кол — хороший знак. Вероятно, именно здесь, под камнями на дне, лежит что-то, ради чего всё затевалось.
Со слов членов экспедиции становится понятно, что место, где перевернулся один из демидовских плотов, вычисляли долго. Сначала пришлось подробно изучить карту речного маршрута, а в прошлом году, еще когда реку не сковал лед, долго плавать там на лодке с эхолотом и металлоискателем. Именно здесь, под отвесной скалой, приборы что-то зафиксировали.
Сергей Кондрашин, член Российского географического общества, руководитель экспедиции:
— В январе мы подняли со дна реки Тобол фрагменты мамонта, бизона и зубы акул. К этой новой экспедиции долго готовились, тренировались. Но когда занимаешься поисками, необходим не только опыт, но и везение. И не уверен, что из этого необходимо больше.
С везением, о котором сказал Сергей, сегодня было не очень. Дайверов ждало два серьезных препятствия. Одно из них — тройной лед, из-за которого делать майну пришлось больше часа. Первый слой был тонким и рыхлым и проваливался под ногами, его счистили лопатами. Второй и третий не поддавались долго, даже под напором бензопил, ручных ножей и ледобура.
Вторая неприятность — мутная вода. Снег на берегах уже начал таять, и сбегающие со склонов ручьи испортили прозрачность реки и настроение дайверов. «Видимость полметра, придется изучать дно на ощупь», — констатировал кто-то из знающих.
Пока шли приготовления к погружению, у майны появился… рыбак. Именно так в шутку представился мужчина с магнитом на шнуре. Он окунул его в прорубь и сразу же что-то «нащупал». Так и сказал: «Клюёт!»
Но надеяться на то, что под нами огромная демидовская пушка, с помощью которой Пётр I должен был победить шведов, а потом стать императором, не приходилось.
Максим, участник экспедиции:
— Продав такую пушку, можно было выкупить из крепостной зависимости всю семью, построить дом, и осталось бы еще на две коровы. Если бы местные жители в те времена узнали, что здесь на дне лежит такая пушка, то даже в ноябре нырнули бы и вытащили ее. А вот маленькая сигнальная пушка здесь вполне может быть.
Всплыв в третий раз, Сергей констатировал: на дне прямо под нами лежит огромный слиток чугуна весом несколько сотен килограммов. «Да, такой груз здесь тоже сплавляли», — с искоркой в глазах подтвердили склонившиеся над прорубью историки.
Поднять находку на поверхность вдвоем водолазы бы даже теоретически не смогли. Оставался вариант — обвязать слиток веревками и попробовать вытянуть всем миром. Но и от этой идеи пришлось отказаться — в XVIII веке на уральских заводах отливали слитки весом 20 пудов (320 кг). Слишком тяжелые.
В надежде найти что-нибудь поменьше участники экспедиции сделали еще одну майну — метрах в 30 ниже по течению. Но там — вообще пусто.
Тем не менее сдаваться никто не собирается. Дайверы договорились вернуться сюда осенью, когда вода станет светлее, а льда еще не будет, и все же попытаться извлечь слиток из Чусовой. О потерянном на поиски дне никто не жалел. Во-первых, никакой он не потерянный — находка же зафиксирована. А во-вторых, просто полюбуйтесь, какие пейзажи окружали экспедиционеров.
Константин Мельницкий; 66.RU
На "тарантинах" поди-тко вырос, "отличник"?
Или они в гамаке и стоя?!)))
Но человек критический скажет:а какая необходимость была организовывать экспедицию в это время года!В статье же ясно обозначенной это время:когда будет хорошая видимость!Разве была какая-нибудь надежда на успех у этой экспедиции?!
Люди с небольшим достатком скажут:а кто дал деньги на экспедицию?!..
Короче,товарищи:романтика похода,красоты природы - это одно!А экономическая целесообразность - это другое!Если бы каждый имел возможность отправиться в эту экспедицию,то никакой критики бы не было!А так:порезвились и ...будя!))