Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Горизонт-400»: чем и зачем живет огромный подземный город в 350 км от Екатеринбурга

2 декабря 2016, 17:50
репортаж фоторепортаж
«Горизонт-400»: чем и зачем живет огромный подземный город в 350 км от Екатеринбурга
Фото: Ян Гравшин; 66.RU; архив 66.ru
Корреспондент Портала 66.ru спустился на полкилометра под землю, чтобы узнать, как устроена изнутри «Северопесчанская» — самая большая железорудная шахта России и кто способен не сойти с ума от одиночества в узких и темных тоннелях под сотнями метров скалы.

Глухо бряцает решетка клети, и она со скоростью неплохого лифта устремляется вниз. Сверху льется вода, от грохота в кабине и перепада давления закладывает уши. Стены лифтовой шахты — скала, слои горной породы сменяют друг друга, по ним мечутся пятна налобных фонарей. Нам предстоит погрузиться на глубину 447 метров от поверхности земли.

«Северопесчанская» — крупнейшая железорудная шахта России. В 380 километрах от Екатеринбурга расположился целый подземный город площадью 140 тысяч квадратных метров (на минуточку, это полтора Уралмаша — района, а не одноименного завода). Шахта уходит вниз на 530 метров, а общая протяженность пробитых под землей туннелей превышает 350 километров.

Первое, что удивляет, — в шахте относительно тепло. В футболке не походишь, но и пуховик надевать не надо. Шахта, несмотря на свои огромные размеры, отапливается. Прежде чем попасть в вентиляцию, а затем в туннели и помещения, воздух нагревается специальной установкой, ее мощность — более 12 мВт. Хватает более чем.

Второй момент — шахта настолько большая, что встретить здесь человека — редкая удача. На участке горизонта (уровня шахты) площадью в несколько квадратных километров может работать один рабочий. Например, операторы погрузочно-доставочных машин (да и не только они) зачастую проводят в одиночестве все семь часов рабочей смены — в узких туннелях на глубине сотен метров под толщей скалы. Здесь нет ни мобильной связи, ни интернета, ни радио, а все освещение — фары машины, да редкие фонари на стенах.

Леонид Лесков, начальник шахты «Северопесчанская»:

— Не все на это способны. Бывает, приходит человек, устраивается на работу, проходит обучение, а через пару месяцев увольняется — просто не может работать в таких условиях, без контакта с внешним миром. Психика не выдерживает.

Работа в шахте отлично подойдет интровертам без склонности к клаустрофобии, что-что, а общение с коллегами тут сведено к минимуму.

Впрочем, подходящих для такой работы людей хватает. Машинист погрузочно-доставочной машины Алексей Гуслин на шахте 20 лет. Спрашиваю, как ему тут одному, нормально, не страшно? Говорит: «Да без проблем вообще, обычная работа». Мне сложно в это поверить, но он, похоже, не лукавит.

Погрузочно-доставочные машины (ПДМ) нужны, чтобы сгребать к зоне погрузки добытую с помощью подземных взрывов рудную массу. Они спроектированы так, чтобы иметь возможность продвигаться по узким тоннелям и как бы гнуться посередине. Такая машина способна за раз перетащить в ковше 10 тонн рудной массы.

До эры импортозамещения шахта предпочитала закупать зарубежную технику — шведские ПДМ Scooptram ST1030, финские TORO 400, но с ростом валютных курсов гонять в шахте на иномарках стало накладно. Сейчас на «Северопесчанской» работают погрузочно-доставочные машины из Магнитогорска, их разработал и начал производить завод «УралСпецМаш». По словам Леонида Лескова, зарубежной технике они уступают, но с деньгами не поспоришь — стоят чуть ли не в два раза дешевле европейских аналогов.

Леонид Лесков:

— Конечно, магнитогорские машины в силу того, что относительно недавно были запущены в производство, требуют доработки. Но с этим проблем нет. Любые наши замечания по ним отправляются на завод, магнитогорские специалисты к нам ездят, конструкция и узлы дорабатываются, рано или поздно эту технику доведут до ума. Ну и кроме собственно стоимости есть у отечественных производителей еще один немаловажный плюс: в случае поломки зарубежной машины она может долго простаивать из-за сроков доставки необходимых комплектующих в Россию, тут же завод расположен в соседней области.

С помощью погрузочных машин рудная масса ссыпается в вагонетки электропоезда, который по узкоколейной дороге отправляется в направлении дробилки. Разгружается состав с породой быстро, он просто полностью переворачивается с помощью специального механизма с незатейливым названием «опрокид».

Кстати, пользуются электропоездом для передвижения по горизонтам и сами шахтеры. Миниатюрные вагончики вмещают по четыре человека, условия — спартанские: пассажирское железнодорожное сообщение под землей — далеко не скоростная линия «Сапсана», а скорее что-то, напоминающее «пещеры страха» в парках аттракционов.

Размеры камеры дробилки внушительные — это выдолбленное в скале помещение высотой в десятки метров. Сейчас таких уже не делают, сами дробильные установки стали компактнее, поэтому места для их размещения требуется меньше.

Вырубленный в скале огромный зал с дробильной установкой находится на горизонте 320 метров. Как на такую глубину попадает громоздкая техника и оборудование? Его спускают с помощью специального высокоподъемного крана грузоподъемностью 50 тонн.

На дробилке рудная масса проходит через установки крупного дробления, поднимается на поверхность с помощью специальных подъемных машин, установленных в копре шахты, а затем по конвейеру отправляется на дробильно-обогатительную фабрику.

Здесь порода дополнительно проходит через жернова корпуса среднего и мелкого дробления. Зачем дробить рудную массу как можно мельче? Затем, чтобы после обогащения процент содержания железа в руде был как можно выше.

Обогащается руда методом сухой магнитной сепарации. Если объяснять на пальцах, то процесс происходит так: рудная масса поступает в установку, где с помощью магнитного вала сортирует осколки породы на содержащие железо и не содержащие.

Первые, ставшие уже не просто рудной массой, а железорудным концентратом, позже отправятся на металлургические заводы; а вторые (по сути обычный щебень) поедут на заводы железобетонных изделий и к дорожным строителям.

Сейчас сепараторы дробильно-обогатительной фабрики позволяют «Северопесчанской» получать железорудный концентрат с наличием в нем 51% железа. В перспективе модернизация производства позволит довести этот результат до 58–60%, но о модернизации и планах на будущее — чуть позже, пока же разберемся с настоящим.

Шахта «Северопесчанская» в составе ОАО «Богословское рудоуправление» начала работать почти 50 лет назад — в 1968 г. Отработка залежей железосодержащих руд все эти десятилетия последовательно велась на горизонтах -80, -160, -240 и -320 метров. Сейчас все они, за исключением последнего, выработаны, запасы горизонта -320 метров (здесь руда добывается с 1981 г.) тоже подходят к концу.

Схема подземного города (картинка кликабельна). Шахта «Северопесчанская» вскрыта вертикальными стволами. В центральную группу стволов, оборудованных подъемными машинами, входят: Скиповой-Клетевой (СКС), Клетевой (КС) и Центральный вентиляционный стволы (ЦВС) и два фланговых ствола — Новопесчанский вентиляционный (НПВС) и Южный вентиляционный (ЮВС). По стволам центральной группы дробленая горная масса поднимается на поверхность двумя 25-тонными скипами (подъемными сосудами). А Северный вентиляционный ствол (СВС) оборудован тем самым высокоподъемным мегакраном, с помощью которого в шахту попадают машины и оборудование.

Ни одна шахта в мире не вечна, закрытие и консервация — закономерный итог жизненного пути всех горных выработок. На сколько хватит «Северопесчанской» — в перспективе еще лет на 30, с запуском в работу нового горизонта -400 метров и соблюдением еще нескольких условий.

Работы на горизонте -400 метров начинались много раз, разработка горизонта активизировалась в начале нулевых, потом останавливалась из-за финансового кризиса в 2008 г., в 2010-м шахтеры вновь вернулись на эту глубину. С тех пор работа уже не останавливалась. Cегодня горизонт -400 метров уже готов к приему техники и добывающего оборудования — опрокидов, дробилок, конвейеров и подъемных механизмов.

Следующая перспективная отметка «Северопесчанской» — -480 метров. Есть куда расти, пусть и вниз. Однако запасов сырья на глубинных горизонтах не так уж и много, и перспектива дальнейшей разработки шахты — это вопрос рентабельности.

Повышение рентабельности добычи на «Северопесчанской» — цель трех инвестиционных проектов, которые сейчас реализует на «Богословском рудоуправлении» Уральская горно-металлургическая компания. С первым уже разобрались — это запуск в работу горизонта -400 метров, второй же проект направлен на повышение качества добываемой на шахте руды.

Дело в том, что требования главных потребителей продукции шахты металлургов к сырью ежегодно растут, да и для шахты с учетом естественного сокращения объемов добычи критически важно получать на выходе как можно более насыщенный железорудный концентрат.

Сейчас содержание железа в добываемой на «Северопесчанской» руде — 51%, в современной реальности это не так уж и много. Поэтому дробильно-обогатительный комплекс шахты ждет модернизация и внедрение новых, более эффективных установок переработки руды.

Михаил Калинин, генеральный директор ОАО «Богословское рудоуправление»:

— Процесс модернизации дробильно-обогатительной фабрики пройдет в два этапа. Будет модернизирован действующий комплекс дробления методом сухой магнитной сепарации, также будет построен новый корпус мокрой магнитной сепарации, что позволит получать два принципиально новых концентрата: концентрат с содержанием железа 58% и концентрат с содержанием железа 60%. Это большой качественный скачок, требования металлургов постоянно растут, и чтобы конкурировать на рынке железорудного сырья, мы должны постоянно работать в этом направлении.

Третий инвестпроект — начало добычи на шахте «Северопесчанская» медистых магнетитов. Да, залежи меди здесь тоже есть, просто раньше ее не добывали — железа было столько, что работа еще и с медью была нецелесообразна — мизер в общей доле добычи. Но теперь запасы железа истощились, а значит, по-прежнему высокомерно игнорировать медьсодержащий ресурс — проходить мимо денег.

По словам Михаила Калинина, запасы меди на «Северопесчанской» оцениваются в 2,8 млн тонн. Уже в четвертом квартале 2017 г. «Богословское рудоуправление» планирует добыть порядка 85 тысяч тонн медистых магнетитов с содержанием меди не менее 0,6%. Руда пойдет на Красноуральский металлургический завод ОАО «Святогор». В перспективе годовой объем добычи и переработки медистых магнетитов составит 120 тысяч тонн.

Фото; видео: Ян Гравшин; 66.ru. Инфографика: пресс-служба УГМК; архив 66.ru