В музее военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме появились легендарные аэросани НКЛ-26. Как сообщается на официальной страничке музея в соцсети Facebook, новый экспонат представляет собой уникальный тип машин, которые использовали бойцы Красной армии во время Великой Отечественной войны.
Производство новых боевых аэросаней НКЛ-26 началось в 1941 г. на Московском глиссерном заводе. Уже через месяц на этих машинах доставляли грузы в осажденный Ленинград и патрулировали «дорогу жизни».
В зимние периоды с 1941 по 1944 гг. аэросанные батальоны провели множество боевых, десантных и транспортных операций — как самостоятельно, так и во взаимодействии с батальонами лыжников. Высокие скорости движения и проходимость по снежной целине позволяли оснащенным пулеметами НКЛ-26 неожиданно появляться в местах расположения противника и молниеносно проводить операции. При этом потерь машин и экипажей удавалось избежать. Действия советских аэросанных подразделений нарушали снабжение гитлеровской армии.
Вот что писал в своих мемуарах о боевых и транспортных качествах этих подразделений один из прославленных военачальников Советского Союза Константин Рокоссовский:
«…По нашей просьбе В.Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Каждые аэросани были вооружены легким пулеметом.
Очень крепкая помощь, и не только для живой связи, как обнаружилось.
Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд — до двухсот с лишним солдат — ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Создалось на время критическое положение.
Главный наш связист полковник П.Я. Максименко был как раз в аэросанной роте. По его инициативе ее использовали для удара по врагу.
Рота моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулеметов. Немцы были рассеяны, истреблены. Спаслись только те, кому удалось добежать до кустов на опушке леса.
Взятые в этой стычке пленные в голос говорили, что эта атака их ошеломила: они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летят по глубокому снегу…»