Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«На русском языке вас читать не будут». Речь нобелевского лауреата Дана Шехтмана перед студентами УрФУ в 10 тезисах

26 сентября 2016, 18:05
Израильский ученый рассказал о влиянии образования, случая и уровня коррупции в стране на развитие науки.

В зале киноконцертного театра «Космос» торжественно открылся XX Менделеевский съезд, который проходит в Екатеринбурге с 26 по 30 сентября. Как сообщили Порталу 66.ru в пресс-службе городской администрации, в торжественной церемонии поучаствовали полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб.

Одним из гостей съезда стал израильский физик и химик, лауреат Нобелевской премии по химии за 2011 год «за открытие квазикристаллов» Дан Шехтман, который рассказал студентам Уральского федерального университета, как совершить научное открытие и прославиться. Пресс-служба вуза приводит речь ученого в 10 тезисах:

  1. Когда я был очень молод, человеком, который сильно на меня повлиял, был мой дедушка. Он был скромный и всегда отвечал на любые мои вопросы максимально корректно. Однажды он подарил мне увеличительное стекло хорошего качества, которое изменило мою жизнь. Мне тогда было 7 лет. Я гулял с этим стеклом и рассматривал через него все, любовался миром.
  2. Что требуется, чтобы стать нобелевским лауреатом? Во-первых, и самое важное — кто-то должен номинировать вас. Вас номинируют, только если вы являетесь хорошим ученым. Узнают они об этом только в том случае, если читали ваши научные работы на английском, а не на русском языке. Если вы понимаете, что вы — отличный ученый, совершили прорыв, опубликовали научные статьи, представьте миру ваши исследования на различных международных встречах, чтобы коллеги-ученые могли рекомендовать вас на номинацию.
  3. Расскажу, как узнал, что получил Нобелевскую премию. Для меня это было двойным сюрпризом. Я знал, что был номинирован на премию много лет, после открытия, которое я сделал. Но я всегда думал, что получу премию по физике. 4 октября 2011 г. мне сказали, что будут озвучивать лауреатов по физике. Я прослушал номинантов по радио, и сказал: «Хорошо». А на следующий день, 5 октября, когда озвучивали номинантов по химии, в 11:15 я сидел в своем офисе за компьютером. Зазвонил телефон. Я сказал: «Дэни говорит». Мне ответили: «Алло, это Королевская шведская академия наук. У нас есть для вас очень важное сообщение». Сказали, что в течение часа об этом объявят миру, и попросили до этого времени ничего никому не говорить.
  4. Некоторые нобелевские лауреаты тратят премию на развитие лабораторий, исследований. Я решил, что сделал достаточно для науки и хочу развивать образование. В тот год я отправился в Индию и с того момента посетил 24 страны. Проводил встречи с молодыми людьми, студентами. Я использую свой авторитет, чтобы создавать новые проекты, образовательные программы.
  5. Нам нужно больше инженеров и ученых. Они развивают экономику и предпринимательство, внедряют инновации, открывают новые высокотехнологичные компании. Но тенденция во многих странах сегодня такова, что молодые люди не хотят становиться инженерами и учеными, так как думают, что это очень сложно. И моя теория заключается в следующем: если начинать обучать науке в раннем возрасте, то люди полюбят науку. Поэтому я стараюсь привлекать к науке молодых людей в детских садах и школах.
  6. Никто из физиков не искал квазиматериал. Если вы почитаете учебники, то увидите, что такого материала не может быть. И найти их — чистая удача. Поясню. Каковы были ваши шансы родиться? Дам ответ: ноль. Для этого должны были встретиться ваши родители, бабушки и дедушки и т.д. Ваша жизнь — лучший подарок, который вы когда-либо получили. И это лучше, чем Mercedes-Benz или Lamborghini. Каждому из вас невероятно повезло. Множество случаев должно было произойти, чтобы это случилось. Открытия делаются так же — это чистая удача.
  7. Чтобы добиться успеха в науке, мой совет таков: выберите что-то, что вам нравится, станьте экспертом в этой области, станьте первым — и у вас будет замечательная научная карьера.
  8. В начале моей карьеры многие люди не верили мне, некоторые называли «квазиученым» из-за квазикристаллов. Один ученый в моей группе советовал прочесть учебник и понять, что, то, о чем я говорю, не может существовать; сообщил, что больше не может сотрудничать со мной. Самым ярым оппонентом был профессор, вероятно, самый великий химик ХХ века, он как минимум известен в Штатах, лауреат многих премий. Он критиковал меня. Но я знал, что прав. Мы создали группу молодых ученых, которые были в авангарде, совершали открытия, делали науку. Через какое-то время этот ученый потерпел неудачу. И спустя 10 лет мы поменялись местами: я стал экспертом в электронной микроскопии, а он — нет.
  9. Когда меня спрашивают, в какой сфере стоит проводить исследования, чтобы стать нобелевским лауреатом, я советую заниматься биологией, биохимией и смежными науками. Это такая сложная и запутанная сфера, что областей исследований в ней хватит не на одно поколение.
  10. Что следует сделать, чтобы стать страной, в которой будет развиваться много стартапов, высокотехнологичных компаний? Во-первых, дать хорошее образование каждому, включая людей из небольших городов, деревень. Во-вторых, хорошее научное и инженерное образование в университетах. В-третьих, хорошая господдержка и политика. В-четвертых, свободная рыночная экономика, встроенная в мировую. И в-пятых, отсутствие коррупции, она должна быть сведена к минимуму в каждой стране, включая Россию.

Менделеевские съезды — это крупнейшие традиционные международные научные форумы, которые посвящены вопросам общей (фундаментальной) и прикладной химии. Первый съезд состоялся в декабре 1907 г. в Санкт-Петербурге. Предыдущий, XIX съезд проходил в Волгограде в 2011 г. В Екатеринбурге мероприятие проходит впервые.