Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

В Верхней Пышме открыли железнодорожную станцию времен Великой Отечественной войны

УГМК
9 мая 2015, 09:59
Фото: Влад Булатов для 66.ru
По архивным снимкам специалисты музея военной техники «Боевая слава Урала» построили полномасштабный макет станции Узловая. Частью новой железнодорожной экспозиции стали легендарные сталинские паровозы, которые в буквальном смысле эвакуировали из уральской тундры.

Новую железнодорожную экспозицию музея военной техники УГМК расположили на участке в 2 гектара. На пяти путях здесь восстановили станцию города Ревда Свердловской области — такой, какой она была в годы Великой Отечественной войны. Строили ее по архивным снимкам.

Станция Узловая в музее «Боевая слава Урала»
Влад Булатов для 66.ru

На пышминской Узловой собрали макеты главных станционных построек того времени: водонапорной башни, крана для загрузки угля, колонки для воды…

Но главное здесь, конечно же, — это техника. На пяти путях стоят пять составов.

Санитарный состав
Влад Булатов для 66.ru

С одного из них отправляются санитарные вагоны. Тянет их паровоз серии Еа. Этот локомотив доставили в Верхнюю Пышму из Уссурийска. Его цепляли к товарным составам и 7 тыс. километров везли к музею по рельсам.

Заводское оборудование на железнодорожных платформах
Влад Булатов для 66.ru

На втором пути — состав с заводской техникой, которую эвакуировали на Урал из прифронтовых городов. На одной из платформ стоит так называемый локомобиль, предназначенный для выработки электричества в полевых условиях. Локомотив для этого состава нашли на кладбище поездов, о котором мы уже рассказывали.

Бронепоезд
Влад Булатов для 66.ru

Центр экспозиции — тяжелый бронепоезд с настоящим сталинским паровозом Ов (в народе — «овечка»), закованным в листы брони. Всего таких Ов в экспозиции два. И оба специалисты УГМК эвакуировали сюда из уральской тундры.

Как сталинский паровоз из тундры в Пышму доставляли
пресс-служба УГМК
Так с высоты выглядит редкий в этих краях фрагмент леса на берегу реки Таз. Здесь, в десятках километров от ближайшего населенного пункта, в полной изоляции годами ржавеют паровозы. Деревянные здания и уникальные локомотивы просто остались гнить под открытым небом. До тех пор пока на брошенные механизмы не обратил внимание музей. Первым делом брошенные в лесу паровозы покрыли антикоррозийным черным лаком. Затем разделили один из них на семь частей — для транспортировки. Вытаскивать его из леса решили вертолетом. С собой десант сотрудников УГМК привез все для жизни в тундре: палатки, спальники, продукты и т.д. Тросы весят больше центнера. Но таскать их по лесу приходилось исключительно усилиями живой рабочей силы. Перед транспортировкой части паровоза нужно было избавить от всех выступающих или плохо закрепленных фрагментов. По этой причине локомотив, к примеру, лишился трубы. За этим же из него выгребли золу, сохранившуюся в печи с пятидесятых годов прошлого века. Наконец в утреннем небе появились грузовые вертолеты. Тросы натянулись и первый фрагмент — котел паровоза, оторвавшись от земли, отправился в сторону действующей железной дороги. В Музей военной техники Верхней Пышмы прибыли тяжелые машины со странным грузом в кузовах. Тягачи привезли фрагменты огромных ржавых механизмов. Со стороны похожие на обычный металлолом, они на самом деле представляют огромную ценность. Как минимум потому что ради их доставки десятки человек месяцами жили и работали в тундре.

Работники «Уралэлектромеди», напомним, провели три масштабные экспедиции к труднодоступному участку печально известной «Мертвой дороги», которую на севере Урала строили узники ГУЛАГа. О том, чего стоило спасти локомотивы из тундры, рассказываем на примере одного из них.

Эшелон артиллеристов
Влад Булатов для 66.ru

Четвертый путь занимает эшелон артиллеристов.

Ремонтный состав
Влад Булатов для 66.ru

А на пятом — еще один Ов во главе ремонтного состава.

Почти два года строящуюся станцию прятали за высоким забором. Сейчас, когда все работы завершены, она открыта для всех желающих. Съездите, посмотрите. Не пожалеете.

Фото: Влад Булатов для 66.ru; пресс-служба УГМК

Дмитрий Шлыков