«В телефоне, с которого вы сейчас ведете запись нашей беседы, порядка семи редкоземельных элементов. И если бы их не было, вы бы смартфон за собой на тележке возили — такой бы он был большой и громоздкий», — так директор Физико-технологического института УрФУ Владимир Рычков коротко и понятно объясняет значение редких земель, которые он и его подчиненные должны будут добыть по заказу российского правительства.
Уральский федеральный университет выиграл грант Министерства образования и науки. В ближайшие три года университет получит 300 млн рублей. Их он должен потратить на разработку технологии извлечения редкоземельных металлов из растворов уранового производства.
Ежегодно в Россию ввозят порядка 3 тыс. тонн редких земель. И почти весь этот объем добывает и поставляет Китай. Строители наших ракет и самолетов привязаны к этому монополисту, захватившему 97% рынка.
Мудрые китайцы, научившись разрабатывать свои залежи редких земель, много лет кряду держали запредельно низкие цены на это сырье. И убили таким образом все аналогичные производства в других странах: у нас, в США, в Австралии или во Франции, например. А как только поле было расчищено, стали устанавливать цены как вздумается.
К примеру, два года назад элемент редкоземельной группы церий они продавали по 140 долларов за килограмм. Сейчас торгуют по 5 долларов. Скинуть прайс КНР была вынуждена после того, как страны-потребители всерьез взялись возрождать собственные производства этого сырья. Но было поздно.
В России, к примеру, отрасль возрождают не только из-за ценовой политики монополиста. Редкие земли нужны оборонке. А оборонка не должна зависеть от импорта. Китайцы нам, конечно, друзья и партнеры. Но это только пока.
Потому правительство и объявило конкурс на научные разработки восстановления такой промышленности. Уральский университет этот конкурс выиграл. Получил первый транш. И приступил к работе в коллаборации с иностранцами.
— Участие в проекте нескольких научных организаций — это одно из условий получения гранта. Потому мы привлекли к работе проектный институт из Озерска, Институт физической химии и электрохимии РАН. У нас в партнерах — финский и немецкий университеты. У них есть интересные разработки в этом направлении. Мы хотим ими воспользоваться.
На государственные деньги за три года ученые должны внедрить свою технологию в урановое производство, не нарушив при этом уже отлаженный процесс. Обкатывать схему будут на урановых скважинах в Далматовском районе Курганской области.
Фото: 66.RU |
---|
В Далматово уран добывают способом подземного выщелачивания. В одну скважину глубиной полкилометра закачивают серную кислоту, выкачивают ее из другой скважины. Проходя между ними, кислота буквально выедает из грунта уран и редкие земли. На действующем производстве из получившегося раствора пока извлекают только уран. Добавляют кислоты и снова возвращают ее в скважины. Ученые Физтеха собираются вклиниться в технологию на финальном этапе: после того как уран извлечен, забирать еще и элементы редкоземельной группы. |
На выходе должен получиться концентрат редкоземельных металлов — зеленоватый порошок. Помимо Далматово технологию внедрят на еще одном похожем предприятии — в Бурятии. С двух участков, по расчетам ученых, будут получать 2 тыс. тонн концентрата ежегодно.
Разделением концентрата на отдельные элементы займется предприятие группы «Энергетические проекты» — якорного резидента Богословского технопарка. Его, напомним, строят на бывших площадях Богословского алюминиевого завода, освободившихся после того, как РУСАЛ решил сократить свои производственные мощности в Краснотурьинске.
«Энергетические проекты» вложат в технологию еще 360 млн рублей. Итого на весь комплекс работ от НИОКР до реального производства потратят 660 млн и шесть лет. До 2020 года партнеры должны обкатать опытную линию и запустить полномасштабное производство. Если не успеют — все деньги придется вернуть государству и заплатить штраф за попусту потраченное время.
Никому такой финал не нужен, потому в установленные сроки ученые вместе с производственниками дадут стране редких земель, уверен Владимир Рычков.
Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru