Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»

Сегодня, 12:16
«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Помимо собственных романов и аудиосериала, сделавших его известным, дагестанский автор Ислам Ханипаев пишет для 66.RU рецензии на российские и иностранные книги. В январе он читал роман американца Персиваля Эверетта, получивший две престижные литературные премии.

За что нынче Пулитцера дают?

Персиваль Эверетт — не самый заметный писатель из Штатов — задумал переосмыслить «Приключения Гекльберри Финна» и рассказал о скитаниях героев от лица раба Джима. Получился классический голливудский сюжет, рассчитанный на «Оскар». В книге много о расизме, рабстве и насилии. Пусть надпись на обложке «бесконечно смешная история» не вводит вас в заблуждение — если не считать отдельных приколов в общении Джима и Гека, все остальное довольно жестко.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Итак, если забыть о первоисточнике, это будто мысли чернокожего раба, хорошо представляющего, как работают мозги его белых хозяев. С первых страниц он объясняет — чтобы тебя не побили, нужно прикидываться косноязычным, скрывать свое умение рационально мыслить, не показывать, что умеешь делать вещи, которые раб уметь не должен. Иначе белый человек заподозрит, что раб способен соображать быстрее него. Это классическая киношная схема, позволяющая коротко и понятно донести основную идею произведения.

Вскоре выясняется, что хозяйка намерена продать Джима, разлучив с женой и дочерью. Его самого такой план не устраивает — Джим решает бежать в свободный штат Иллинойс, чтобы заработать денег и выкупить семью (или найти еще какой-нибудь способ).

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Он скрывается на острове и буквально сразу встречает Гекльберри Финна — тот инсценировал свою смерть и удрал от пьяницы-отца, лупившего его и державшего взаперти. Теперь окружающие могут решить, что это Джим убил мальчика, и объявить награду за его поимку. Так, собственно, и происходит.

Дальше о путешествии Джима и Гека предстоит читать вам — это не только поток разговоров о рабстве, но и действительно увлекательный текст — кино должно получиться неплохое. Тем более, что компания Universal Pictures уже купила права на экранизацию — исполнительным продюсером хотят сделать Стивена Спилберга, а съемки доверить Тайке Вайтити. Не думаю, правда, что картине удастся превзойти оскароносный «12 лет рабства».

Впрочем, пойдемте по критериям.

Оригинальность

Наверное, нет смысла обсуждать оригинальность произведения, в котором автор своими словами пересказывает «Приключения Гекльберри Финна». Ничего необычно из разряда wow в романе не происходит. Персонажи, события и контекст понятны любому, кто хотя бы понаслышке знаком с темой рабства в США.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Идея

Идейная составляющая — ровно такая, какую ожидаешь. Для американцев расовые проблемы — не особенность XIX или даже ХХ века, а события, связанные с протестами после убийства афроамериканца Джорджа Флойда. Если вы, как и я, не против аккуратно представленной «актуалочки», но болезненно реагируете, когда вам ее навязывают, будет нелегко. Основная идея романа «Джеймс» понятна с первых страниц — все вертится вокруг темы рабства. Но не пугайтесь — ее прекрасно уравновешивает динамичный сюжет.

Атмосфера

Половину работы за автора «Джеймса» выполнил Марк Твен, рассказавший о жизни американского Юга до гражданской войны. Это облегчило задачу Персивалю Эверетту, который 142 года спустя вошел в ту же реку. Его собственных усилий оказалось недостаточно — несмотря на драматизм повествования, книга не вызывает глубоких эмоций, возможно, потому, что автора больше увлекала задача показать читателю мир через другую оптику. Организаторы Пулитцеровской премии и Национальной книжной премии США эти его усилия оценили. И все же чисто литературных качеств, обеспечивающих погружение, у текста мало. Перевернув последнюю страницу этой не очень объемной книги, ты не ощущаешь, что прочитал что-то глубокое и значимое.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Язык

Скажем честно — стиль, выбранный автором, не позволяет читателю установить эмоциональный контакт с героями. Мы сопереживаем Джиму, как сопереживали бы любому другому герою в предложенных обстоятельствах, потому что рабство и убийства людей по расовому признаку — это ужасно. Нам не приходится долго думать, кто тут отрицательный персонаж, а кто положительный. Акценты расставлены с самого начала. В Штатах роман Эверетта уже поставили на одну полку с американскими классиками, но западные критики хвалят книгу за выбранную тему и оригинальное переосмысление истории Марка Твена. О литературных достоинствах никто не упоминает. Наверное, потому, что язык повествования очень киношный и минималистичный — в своем рассказе автор использует ровно столько слов, сколько нужно, чтобы у читателя не возникало вопросов. Об уникальном авторском стиле речи не идет. Возможно, языковые нюансы потерялись при переводе, как это было с текстами самого Марка Твена, насыщенными диалектами южных штатов.

Я бы назвал языковой стиль автора классической киношной прозой с доведенным до максимума главным правилом писательства — показывай историю, а не рассказывай ее. С одной стороны, это хорошо — события становятся наглядными, с другой, роман лишен внутреннего света, и это, конечно, большой минус. Могу ошибаться, но есть впечатление, что для американских писателей язык — только инструмент, позволяющий обозначить, что собственно произошло.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Персонажи

Всякая хорошая история (а «Джеймс» старается быть такой) держится на интересных персонажах. У Эверетта они получились на крепкую четверку. Героям в целом веришь, хотя время от времени закрадываются мысли, что Джим, размышляющий об устройстве мира, умеющий правильно говорить, читать и даже немного писать, необъяснимо хорош для того времени — действие происходит в 40-е годы XIX века. И спрашиваешь себя — как человек, рожденный в рабстве, стал такой цельной личностью? Прекрасно написаны и Гек Финн, и разное количество мерзавцев, встречающихся героям по пути, — просто готовые образы для кино.

Сюжет

Даже если автор выбрал тему, способную вызвать отклик, без увлекательной истории замысел не сработает. Это правило, на котором я настаиваю на любой встрече с читателями — ничто так не помогает идее произведения как хороший сюжет. Рассуждать о рабстве и дискриминации может кто угодно, но стоит наделить книгу крепким сюжетом, как ваше высказывание выходит на новый уровень и становится большой литературой (Достоевский и Толстой не дадут соврать). «Джеймс» — тот случай, когда тема и сюжет работают вместе. Ты боишься за героя, потому что хозяева могут его убить, желаешь ему свободы, болеешь за него и надеешься, что он спасет себя и своих близких. Ярких событий в произведении много. Полностью увлечься сюжетом мешает небольшой размер текста и стремление автора ограничить себя диалогами героев и описанием их действий. Другими возможностями описать происходящее он не пользуется.

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Сильные стороны:

  • Автор не паразитирует на сложной теме, но и не делает вид, что вся его затея — написать фанфик на книгу Марка Твена.
  • Колоритные герои и злодеи — киношные и харизматичные.
  • Хорошо проработанный, драматичный сюжет, лишенный даже намека на скукоту.

Слабые стороны:

  • Нехватка описательности во всем — и в повествовательной ткани, и в психологизме персонажей.
  • Небольшой размер произведения не позволяет проникнуться заложенными в нем смыслами
  • Отсутствие откровений в идейной части. Вы не узнаете ничего нового ни о рабстве, ни о персонажах.
  • Для кого-то минусом будет сюжет, повторяющий в узловых точках историю Марка Твена.

Итоговая оценка — 6,6 из 10

«Эта история — готовое кино с претензией на «Оскар». Ислам Ханипаев — о романе «Джеймс»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Джеймс» — достойный роман, основная ценность которого, наверное, в диалоге с «Приключениями Гекльберри Финна». И в том, как Персиваль Эверетт (прекрасное писательское имя, не правда ли?) переосмысляет фрагменты мировой классики. Сам по себе «Джеймс», выражаясь языком улиц, на новую классику не тянет. Нет в нем откровений, особенного литературного стиля, ошеломляющего высказывания и этой призрачной ауры великого произведения. То, что американское читательское сообщество раздувает значимость книги, вручая ей главные награды, скорее классическая история про «актуалочку» и очередное напоминание о том, что литературные премии (во всем мире, включая и Россию) — уже давно не история об отличной книге. Впрочем, такие «пузыри» обычно надувают вокруг странных бессюжетных текстов, а «Джеймс» — история другого рода, показывающая драму героев, страны и тяжелого времени. Да и тема расизма, по всей видимости, еще долго не потеряет значимости.

Что еще почитать