Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»

24 ноября 2025, 15:25
Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
На «Кинопоиске» вышли четыре серии нового сезона их культового (для некоторых) телешоу. Кроме режиссера Быкова и актера Хабенского, там появятся Никита Кологривый и Эльдар Калимулин.

Идею сериала «Метод», созданного кинокомпанией Александра Цекало «Среда» в 2015 году, в наглую содрали с телешоу «Декстер» американского канала Showtime 2006 года и частично с «Ганнибала», проекта NBC, выходившего с 2013 по 2015 год. Но об этом предпочитают не вспоминать. Такой «творческий» подход вообще характерен для российского кино последних десятилетий, а для «Среды» особенно. Сложно вспомнить какой-нибудь их «авторский» проект, который они не позаимствовали бы у кого-нибудь.

Но, несмотря на это, публика любила «Метод». Может, они просто не видели «Декстера» и «Ганнибала», а может, так обожают Хабенского, Цекало, Быкова и все вот это наше российское, от отечественного производителя, что готовы закрыть глаза и не замечать очевидных параллелей. Или забавного факта, что в сериале под названием «Метод» никакого «метода» нет.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Технология, по которой сумасшедший товарищ майор ловит преступников, — это не метод, а совсем наоборот: эмпатия, наитие, интуиция, чутье. Это сродни магии — он просто чувствует их, и все. Это не дедукция, как у Шерлока, миссис Марпл или Коломбо, не сложная система, основанная на сопоставлении психологических портретов десятков американских маньяков, как в «Охотниках за разумом» Финчера. А «антиметод» — полное отсутствие какого-либо сформулированного метода, который можно использовать отдельно от самого Меглина.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из первого сезона сериала «Метод», режиссер Юрий Быков, 2015 год, Россия

Чтобы осознать это, создатели потратили десять лет. Но лучше поздно, чем никогда. В третьем сезоне они постарались минимизировать Меглина. Для этого они повысили его (держитесь, это еще не самое безумное). Душевнобольной следователь, который при этом числится штатным сотрудником федерального ведомства, получает руководящую должность и появляется теперь в каждой серии от силы на пару минут, как Чарли в «Ангелах Чарли» или Фьюри в «Мстителях». Но руководит он не каким-нибудь обычным отделом следственного комитета — ну какой нормальный человек согласится подчиняться сумасшедшему, который из дурдома не вылезает, — а отрядом таких же, как он, больных психопатов.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

В перерывах между сезонами права на «Метод» по не до конца понятным причинам, описывать которые сейчас нет времени, перешли к «Кинопоиску». «Среда» формально уже не причастна к производству сериала, но, видимо, какой-то ген плагиаторства, отвечающий за бесконтрольную тягу сдирать у проклятого Запада все, что не приколочено, перешел по наследству и к новой команде продюсеров и сценаристов. И ребята из «Кинопоиска», не особенно парясь, заимствовали у DC концепцию «Отряда самоубийц».

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет», режиссер Джеймс Ганн, 2021 год, США

Юридически, конечно, никаких претензий быть не может, ведь и «Отряд самоубийц» — не совсем самостоятельная история. Был такой знаменитый боевик «Грязная дюжина» — про отряд опасных преступников, отправленный на самоубийственную миссию в оккупированную фашистами Францию. Этот фильм активно цитировали в тарантиновских «Бесславных ублюдках» и, скажем, в российских «Сволочах». Да и конкуренты DC из Marvel недавно запустили в прокат свой собственный вариант «Отряда самоубийц» под пафосным названием «Громовержцы*».

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Грязная дюжина», режиссер Роберт Олдрич, 1967 год, США

Однако если большая часть вышеперечисленных инкарнаций «Грязной дюжины», за исключением, пожалуй, «Сволочей», так или иначе представляла собой проекты комедийные, комиксовые, априори не вполне серьезные — в первом «Отряде самоубийц» антигерои сражались с ведьмами и колдунами, во втором — с гигантской инопланетной морской звездой, в «Бесславных ублюдках» расстреляли Гитлера, а в «Громовержцах*» — уделали злобную марвеловскую версию Супермена, — то в российском «Методе 3» все максимально, просто зверски серьезно.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Громовержцы*», режиссер Джейк Шрейер, 2025 год, США

Наши отечественные маньяки — маньяки настоящие: как Фишер, Чикатило или герои передач Иннокентия Шеремета. Кровища льется рекой, расчлененные трупы заполняют экран, а патологии отечественных антигероев пугают своей реалистичностью, хоть и немного однообразны.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Всего в «грязной дюжине» майора Меглина — девять человек. Первый персонаж по прозвищу Зверь (настоящих имен и фамилий у подчиненных Хабенского нет) до того, как устроился работать в Следственный комитет, был сексуальным маньяком. Его играет Никита Кологривый. На работе он постоянно пьет, спит со всем, что движется, обожает бегать по улицам голым и с кем-нибудь драться.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

В первой серии в паре с ним работает ветеран некоей неназванной спецоперации с жестким ПТСР, которого по какой-то причине зовут Связист. Во время одного из маниакальных эпизодов он уложил весь свой взвод и теперь пытается хоть как-то искупить вину, ну или что-то в этом духе. Связисту нельзя пить и вообще волноваться: иначе он теряет волю и превращается в Дольфа Лунгрена из «Универсального солдата».

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Третьего маньяка зовут Сталкер (Эльдар Калимулин). Он — компьютерный гений и хакер, помешанный на порнографии. В те краткие моменты, когда он не онанирует на какую-нибудь очередную красавицу из интернета, он преследует случайных девушек, признается им в любви, а в случае отказа жестоко наказывает. Правда, без применения прямого насилия — он действует удаленно и дистанционно. С виду он самый безобидный из всех, но внешность обманчива, а число его жертв впечатляет.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Четвертого играет Лев Зулькарнаев из «Слова пацана». Он откликается на кличку Кода и обожает душить своих жертв, предварительно тщательно связывая их по древней японской технологии шибари. После этого он расчленяет трупы, раскладывает их по пакетам и топит в Неве — совсем как печально знаменитый питерский историк Соколов.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

В каждой из первых четырех серий, которые «Кинопоиск» выложил в сеть 20 ноября, расследование ведет кто-то из маньяков — по очереди: Зверь, Кода, Сталкер, Связист.

Остальные пока не успели выступить сольно, поэтому о них известно не слишком много.

Фрида — современная художница, которая использовала в качестве холстов тела живых людей и немного перестаралась.

Ангел — бывший нейрохирург, опасно превысившая служебные полномочия.

Бобер — пожилой педофил, одержимый идеями радикального перевоспитания молодежи.

Джин — русская версия Ганнибала Лектора, психотерапевт-интеллектуал, испытывающий к своим пациентам плохо скрываемую ненависть. Ест он их при этом или нет — пока не показали, но я бы не удивился.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Девятая участница паноптикума майора Меглина — дочка провинциального следователя Лера (Анна Савранская). Она — маньячка пока потенциальная, случайно обнаруженная Зверем и Связистом во время расследования из первой серии. Однако, попав в компанию единомышленников, девушка начинает развивать свои скрытые таланты и переходит от усыпления собак к более тяжелым статьям уголовного кодекса.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

В техническом смысле она — альтернатива Есении, персонажу Паулины Андреевой, выполнявшей роль замороженного Ватсона при сонном Шерлоке Хабенского. Но поскольку Паулина выбыла, а самого Меглина в третьем сезоне немного, Савранская по большей части лидирует.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Логика сценаристов и шоураннеров в целом понятна: если метод Меглина не могут использовать душевно здоровые, обычные, нормальные полицейские, то, чтобы передать его кому-то другому, нужно взять этот цирк уродов на госслужбу — и все сложится. Чокнутые или «наши», как их называет сам шизанутый следователь Меглин, тоже будут просто чувствовать маньяков и разгадывать их преступления по наитию, без скучной дедукции.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Вот это поворот. Впору даже заподозрить режиссера Юрия Быкова в саботаже и двойной игре. Только нужно немного отмотать назад.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

В начале нулевых в фильмах Быкова был гнев, ярость, обличительный пафос и острая социальная критика. Юрий бичевал коррупцию, злоупотребление служебными полномочиями, халатность, а иногда и более тяжкие преступления, совершаемые госслужащими.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Майор», режиссер Юрий Быков, 2013 год, Россия

В 2017 году, после выполнения заказа «Первого канала» на производство лоялистского сериала «Спящие» — про сотрудников ФСБ, раскрывающих заговор ЦРУ по организации в России оранжевой революции, он превратился в крепкого, аполитичного, безыдейного ремесленника. Власть имущие и сотрудники правоохранительных органов исчезли из его сюжетов и уступили место абстрактным бандитам — невежливым людям в черном, без погон, удостоверений или других опознавательных знаков.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Спящие», режиссер Юрий Быков, 2017 год, Россия

Но неожиданно они вернулись — в новом, по-настоящему инфернальном амплуа. Это уже не просто жулики и воры, как в «Дураке» и «Майоре», а какие-то демоны, маньяки, поехавшие от крови душегубы. И это касается не только самого Меглина и его безумных подчиненных из питерского СК. Под подозрением оказываются и сотрудники смежных ведомств: полиции, прокуратуры и даже мэр одного провинциального города.

А ведь это только половина истории — четыре серии из восьми. Что же будет дальше?

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Само по себе это не превращает третий сезон «Метода» в шедевр: сценарий по-прежнему чудовищен, диалоги неестественны, актерская игра топорна, музыка ужасна. Следователи СК (даже умалишенные) снова живут в квартирах стоимостью сотни миллионов рублей, разъезжают на люксовых авто и всегда одеты с иголочки — у лучших московских дизайнеров. Но к этому уже давно пора привыкнуть: российское кино деградирует — это прискорбная и печальная истина. Бессмысленно даже пытаться сравнивать его с голливудскими детективными сериалами — хоть современными, хоть десяти, хоть двадцатилетней давности.

На фоне своих мощных референсов — «Настоящего детектива», «Ганнибала» или «Декстера» — «Метод 3», конечно, треш: дешевый и низкопробный. Ничего не попишешь.

Назад в Расчленинград. Павел Матяж — о третьем сезоне «Метода»
Фото: kinopoisk.ru

Но если попытаться сделать над собой усилие, то сквозь орущие синтезаторы Райана Оттера, продактплейсмент-декорации и фальшивый, как шеститысячная купюра, текст можно разглядеть и подтекст.

Удачного просмотра.