Идею сериала «Метод», созданного кинокомпанией Александра Цекало «Среда» в 2015 году, в наглую содрали с телешоу «Декстер» американского канала Showtime 2006 года и частично с «Ганнибала», проекта NBC, выходившего с 2013 по 2015 год. Но об этом предпочитают не вспоминать. Такой «творческий» подход вообще характерен для российского кино последних десятилетий, а для «Среды» особенно. Сложно вспомнить какой-нибудь их «авторский» проект, который они не позаимствовали бы у кого-нибудь.
Но, несмотря на это, публика любила «Метод». Может, они просто не видели «Декстера» и «Ганнибала», а может, так обожают Хабенского, Цекало, Быкова и все вот это наше российское, от отечественного производителя, что готовы закрыть глаза и не замечать очевидных параллелей. Или забавного факта, что в сериале под названием «Метод» никакого «метода» нет.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Технология, по которой сумасшедший товарищ майор ловит преступников, — это не метод, а совсем наоборот: эмпатия, наитие, интуиция, чутье. Это сродни магии — он просто чувствует их, и все. Это не дедукция, как у Шерлока, миссис Марпл или Коломбо, не сложная система, основанная на сопоставлении психологических портретов десятков американских маньяков, как в «Охотниках за разумом» Финчера. А «антиметод» — полное отсутствие какого-либо сформулированного метода, который можно использовать отдельно от самого Меглина.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из первого сезона сериала «Метод», режиссер Юрий Быков, 2015 год, Россия |
Чтобы осознать это, создатели потратили десять лет. Но лучше поздно, чем никогда. В третьем сезоне они постарались минимизировать Меглина. Для этого они повысили его (держитесь, это еще не самое безумное). Душевнобольной следователь, который при этом числится штатным сотрудником федерального ведомства, получает руководящую должность и появляется теперь в каждой серии от силы на пару минут, как Чарли в «Ангелах Чарли» или Фьюри в «Мстителях». Но руководит он не каким-нибудь обычным отделом следственного комитета — ну какой нормальный человек согласится подчиняться сумасшедшему, который из дурдома не вылезает, — а отрядом таких же, как он, больных психопатов.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
В перерывах между сезонами права на «Метод» по не до конца понятным причинам, описывать которые сейчас нет времени, перешли к «Кинопоиску». «Среда» формально уже не причастна к производству сериала, но, видимо, какой-то ген плагиаторства, отвечающий за бесконтрольную тягу сдирать у проклятого Запада все, что не приколочено, перешел по наследству и к новой команде продюсеров и сценаристов. И ребята из «Кинопоиска», не особенно парясь, заимствовали у DC концепцию «Отряда самоубийц».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет», режиссер Джеймс Ганн, 2021 год, США |
Юридически, конечно, никаких претензий быть не может, ведь и «Отряд самоубийц» — не совсем самостоятельная история. Был такой знаменитый боевик «Грязная дюжина» — про отряд опасных преступников, отправленный на самоубийственную миссию в оккупированную фашистами Францию. Этот фильм активно цитировали в тарантиновских «Бесславных ублюдках» и, скажем, в российских «Сволочах». Да и конкуренты DC из Marvel недавно запустили в прокат свой собственный вариант «Отряда самоубийц» под пафосным названием «Громовержцы*».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из фильма «Грязная дюжина», режиссер Роберт Олдрич, 1967 год, США |
Однако если большая часть вышеперечисленных инкарнаций «Грязной дюжины», за исключением, пожалуй, «Сволочей», так или иначе представляла собой проекты комедийные, комиксовые, априори не вполне серьезные — в первом «Отряде самоубийц» антигерои сражались с ведьмами и колдунами, во втором — с гигантской инопланетной морской звездой, в «Бесславных ублюдках» расстреляли Гитлера, а в «Громовержцах*» — уделали злобную марвеловскую версию Супермена, — то в российском «Методе 3» все максимально, просто зверски серьезно.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из фильма «Громовержцы*», режиссер Джейк Шрейер, 2025 год, США |
Наши отечественные маньяки — маньяки настоящие: как Фишер, Чикатило или герои передач Иннокентия Шеремета. Кровища льется рекой, расчлененные трупы заполняют экран, а патологии отечественных антигероев пугают своей реалистичностью, хоть и немного однообразны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Всего в «грязной дюжине» майора Меглина — девять человек. Первый персонаж по прозвищу Зверь (настоящих имен и фамилий у подчиненных Хабенского нет) до того, как устроился работать в Следственный комитет, был сексуальным маньяком. Его играет Никита Кологривый. На работе он постоянно пьет, спит со всем, что движется, обожает бегать по улицам голым и с кем-нибудь драться.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
В первой серии в паре с ним работает ветеран некоей неназванной спецоперации с жестким ПТСР, которого по какой-то причине зовут Связист. Во время одного из маниакальных эпизодов он уложил весь свой взвод и теперь пытается хоть как-то искупить вину, ну или что-то в этом духе. Связисту нельзя пить и вообще волноваться: иначе он теряет волю и превращается в Дольфа Лунгрена из «Универсального солдата».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Третьего маньяка зовут Сталкер (Эльдар Калимулин). Он — компьютерный гений и хакер, помешанный на порнографии. В те краткие моменты, когда он не онанирует на какую-нибудь очередную красавицу из интернета, он преследует случайных девушек, признается им в любви, а в случае отказа жестоко наказывает. Правда, без применения прямого насилия — он действует удаленно и дистанционно. С виду он самый безобидный из всех, но внешность обманчива, а число его жертв впечатляет.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Четвертого играет Лев Зулькарнаев из «Слова пацана». Он откликается на кличку Кода и обожает душить своих жертв, предварительно тщательно связывая их по древней японской технологии шибари. После этого он расчленяет трупы, раскладывает их по пакетам и топит в Неве — совсем как печально знаменитый питерский историк Соколов.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
В каждой из первых четырех серий, которые «Кинопоиск» выложил в сеть 20 ноября, расследование ведет кто-то из маньяков — по очереди: Зверь, Кода, Сталкер, Связист.
Остальные пока не успели выступить сольно, поэтому о них известно не слишком много.
Фрида — современная художница, которая использовала в качестве холстов тела живых людей и немного перестаралась.
Ангел — бывший нейрохирург, опасно превысившая служебные полномочия.
Бобер — пожилой педофил, одержимый идеями радикального перевоспитания молодежи.
Джин — русская версия Ганнибала Лектора, психотерапевт-интеллектуал, испытывающий к своим пациентам плохо скрываемую ненависть. Ест он их при этом или нет — пока не показали, но я бы не удивился.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Девятая участница паноптикума майора Меглина — дочка провинциального следователя Лера (Анна Савранская). Она — маньячка пока потенциальная, случайно обнаруженная Зверем и Связистом во время расследования из первой серии. Однако, попав в компанию единомышленников, девушка начинает развивать свои скрытые таланты и переходит от усыпления собак к более тяжелым статьям уголовного кодекса.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
В техническом смысле она — альтернатива Есении, персонажу Паулины Андреевой, выполнявшей роль замороженного Ватсона при сонном Шерлоке Хабенского. Но поскольку Паулина выбыла, а самого Меглина в третьем сезоне немного, Савранская по большей части лидирует.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Логика сценаристов и шоураннеров в целом понятна: если метод Меглина не могут использовать душевно здоровые, обычные, нормальные полицейские, то, чтобы передать его кому-то другому, нужно взять этот цирк уродов на госслужбу — и все сложится. Чокнутые или «наши», как их называет сам шизанутый следователь Меглин, тоже будут просто чувствовать маньяков и разгадывать их преступления по наитию, без скучной дедукции.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Вот это поворот. Впору даже заподозрить режиссера Юрия Быкова в саботаже и двойной игре. Только нужно немного отмотать назад.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
В начале нулевых в фильмах Быкова был гнев, ярость, обличительный пафос и острая социальная критика. Юрий бичевал коррупцию, злоупотребление служебными полномочиями, халатность, а иногда и более тяжкие преступления, совершаемые госслужащими.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из фильма «Майор», режиссер Юрий Быков, 2013 год, Россия |
В 2017 году, после выполнения заказа «Первого канала» на производство лоялистского сериала «Спящие» — про сотрудников ФСБ, раскрывающих заговор ЦРУ по организации в России оранжевой революции, он превратился в крепкого, аполитичного, безыдейного ремесленника. Власть имущие и сотрудники правоохранительных органов исчезли из его сюжетов и уступили место абстрактным бандитам — невежливым людям в черном, без погон, удостоверений или других опознавательных знаков.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
| Кадр из сериала «Спящие», режиссер Юрий Быков, 2017 год, Россия |
Но неожиданно они вернулись — в новом, по-настоящему инфернальном амплуа. Это уже не просто жулики и воры, как в «Дураке» и «Майоре», а какие-то демоны, маньяки, поехавшие от крови душегубы. И это касается не только самого Меглина и его безумных подчиненных из питерского СК. Под подозрением оказываются и сотрудники смежных ведомств: полиции, прокуратуры и даже мэр одного провинциального города.
А ведь это только половина истории — четыре серии из восьми. Что же будет дальше?
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Само по себе это не превращает третий сезон «Метода» в шедевр: сценарий по-прежнему чудовищен, диалоги неестественны, актерская игра топорна, музыка ужасна. Следователи СК (даже умалишенные) снова живут в квартирах стоимостью сотни миллионов рублей, разъезжают на люксовых авто и всегда одеты с иголочки — у лучших московских дизайнеров. Но к этому уже давно пора привыкнуть: российское кино деградирует — это прискорбная и печальная истина. Бессмысленно даже пытаться сравнивать его с голливудскими детективными сериалами — хоть современными, хоть десяти, хоть двадцатилетней давности.
На фоне своих мощных референсов — «Настоящего детектива», «Ганнибала» или «Декстера» — «Метод 3», конечно, треш: дешевый и низкопробный. Ничего не попишешь.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
|---|
Но если попытаться сделать над собой усилие, то сквозь орущие синтезаторы Райана Оттера, продактплейсмент-декорации и фальшивый, как шеститысячная купюра, текст можно разглядеть и подтекст.
Удачного просмотра.



















