Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»

7 ноября 2025, 10:26
Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Российские пираты украли у Netflix новый готический шедевр Гильермо дель Торо.

Согласно Wikipedia, к октябрю 2025 года монстр Франкенштейна появился в 423 кинопроектах. Среди них — как непосредственные экранизации знаменитого эпистолярного романа Мэри Шелли, так и различные копродукции, использующие эффектного монстра в своих сюжетах: от «Семейки Аддамс» и «Битлджуса» до «Симпсонов» и «Любовь, смерть и роботы». Но даже если вы не видели ни одного из этих фильмов — не беда: сегодня режиссер Гильермо дель Торо предложил свой ультимативный вариант — лучшую в мире экранизацию готической сказки, после которой уже не нужно ничего снимать и смотреть.


Мексиканец мечтал об этом всю жизнь — с тех пор, как в раннем детстве посмотрел «Франкенштейна» 1931 года с Борисом Карлоффом. Можно даже сказать, что эта страсть все эти годы двигала латиноамериканским постановщиком: в каждом его монстре — от знаменитого Фавна до человека-амфибии из оскароносной «Формы воды» — скрывалась частица будущего Существа. (Запомните, дети: Франкенштейн — это фамилия доктора, создателя монстра, а самому монстру никто так и не дал имени.)

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Сегодня Гильермо приступает к съемкам своего опус магнум в статусе голливудской суперзвезды. Любая европейская или американская студия отдала бы что угодно за возможность привлечь его к какому-нибудь проекту. На этот раз праздник случился на улице Netflix. Вместе с расходами на продвижение эта вечеринка обошлась платформе в 250 млн долларов.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Запредельно роскошная, барочная и самая дорогая на данный момент экранизация «Франкенштейна» выглядит как окончательная, финальная, последняя в этой бесконечной череде. Кажется, после такого никому и никогда не придет в голову снова подступиться к тексту Мэри Шелли — хотя понятно, что нулевые вложения в покупку авторских прав («Франкенштейн, или Современный Прометей» написан в 1818 году) остаются невероятно мощным стимулом для голливудских продюсеров.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Виктора Франкенштейна играет Оскар Айзек — и это, похоже, его лучшая роль. Кажется, более убедительного безумного ученого, злого сумрачного гения уже никто не сыграет. Его несостоявшуюся невесту (и одновременно мать) воплотила королева крика Мия Гот, для которой создали столько невероятных нарядов, что вопрос с «Оскаром» за лучшие костюмы в этом году, похоже, можно считать закрытым. Во второстепенных ролях — такие международные гранды, как Чарльз Денс, Кристоф Вальц, Ларс Миккельсен, Дэвид Брэдли и Феликс Каммарер из также оскароносного фильма «На западном фронте без перемен».

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

А самого монстра сыграл красавец Джейкоб Эйлорди. Изначально, в 2009 году, когда Гильермо только начинал работу над фильмом, роль предназначалась Бенедикту Камбербэтчу. Но Шерлок оказался слишком загружен, а когда спустя 15 лет освободился — уже вышел из нужного возраста. В итоге монстра воплотил Элвис из мелодрамы «Присцилла» и Хитклифф из грядущего «Грозового перевала». Так что можно сказать: чудовище Виктора Франкенштейна еще никогда не было таким секси.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Это и неожиданно, и вполне закономерно. После отталкивающих, пугающих образов в исполнении Карлоффа или Де Ниро загримированный под чудовище Эйлорди выглядит слишком симпатичным, ранимым и нежным, а его высокий рост придает Существу нечто инопланетное, почти эльфийское.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

В этом нет ничего удивительного. Влюбленный в своих монстров Гильермо дель Торо, конечно, никогда не стал бы делать из чудовища Франкенштейна злодея. Злодеев в его фильмах вообще немного, и чтобы заслужить от мексиканского постановщика такую категоричную оценку, нужно быть как минимум фашистом. А в первой половине XIX века никаких фашистов не существовало, так что самый страшный негодяй в этой истории — сам гениальный ученый Виктор, главный порок которого — непомерное тщеславие.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Воспользовавшись случаем вложить в сценарий частичку себя и заодно объяснить буйную, угольно-черную шевелюру ученого по фамилии Франкенштейн, Гильермо наделяет главного героя южноамериканскими корнями и матерью-метиской. Но снимать на исторической родине оказалось слишком дорого, поэтому всю «Мексику» воспроизвели в Шотландии — как, впрочем, и большую часть основного действия, которое в оригинале разворачивается в окрестностях Эдинбурга. В Канаду дель Торо отправился лишь в короткую командировку ради съемок полярного пролога и эпилога.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Компьютерной графики в этот раз довольно много, но связано это не с окружающими ландшафтами, а с интерьером ключевого элемента истории — лаборатории безумного ученого. Он разместил ее в мрачной лавкрафтовской башне, одиноко стоящей посреди каких-то шотландских пустошей, и наполнил множеством стимпанковских диковинок — включая циклопические, пульсирующие красным гальванические батареи, которые должны вдыхать жизнь в мертвые тела казненных преступников и солдат какой-то европейской войны.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Настоящий хоррор здесь происходит не на операционном столе доктора Франкенштейна, а на полях сражений — Гильермо дель Торо не забывает вставить антивоенную ремарку и сюда, хотя этого в тексте Мэри Шелли точно никогда не было.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

В руках мексиканского пацифиста и гуманиста «Франкенштейн» превращается в историю отверженного изгоя, влюбленного в прекрасную девушку и преследуемого за это своим мстительным создателем. Но это еще и драма о неудачном отцовстве: Виктор Франкенштейн вложил все, что у него было, потратил столько сил и лет, чтобы собрать из кусочков и оживить своего сына. Но когда эксперимент удался и этот «сын» действительно ожил, Виктор оказался неспособен полюбить его. Да и вообще — кого-либо, кроме самого себя.

Любовь, смерть и гальванические батареи. Павел Матяж — о фильме «Франкенштейн»
Фото: kinopoisk.ru

Дель Торо, конечно, не Бог, но если бы им оказался — именно так выглядел бы акт творения. Немного безумия, немного детской веры в чудо, немного шестеренок, проводов и пульсирующих гальванических батарей. После этого фильма не нужно спрашивать, живо ли еще кино. Оно живо — и даже очень, пока есть такие режиссеры, как Гильермо дель Торо.

Удачного просмотра.