Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»

Сегодня, 11:57
Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Новый фильм Дуэйна Скалы Джонсона получил «Серебряного льва» в Венеции. А позже был украден российскими пиратами.

Люди обожали кровавые поединки с древних времен. В Средневековье гладиаторов сменили рыцари, а с изобретением пороха — гусары, мушкетеры и стрелки с Дикого Запада. Сегодня гладиаторы вернулись на ринги и арены. И хоть насмерть там уже никто не дерется, эффект от этих поединков, возможно, даже сильнее, чем во времена Юлия Цезаря.

В XXI веке один из бывших гладиаторов по прозвищу Скала стал настолько популярен, что превратился в киноактера, а со временем обрел такое влияние, что начал снимать фильмы самостоятельно.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

«Крушащая машина» — его примерно двадцатый продюсерский проект, но первый полностью персональный, без других сопродюсеров. Кроме того, Дуэйн снова играет в нем главную роль — и не древнего бога, бессмертного супергероя или персонажа компьютерной игры, а вполне земного человека без особых сверхспособностей, практически самого себя.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

На заре ММА одним из пионеров этого жестокого, но зрелищного спорта был американец Макс Керр. 115-килограммовый гигант из университета штата Огайо начал спортивную карьеру немного раньше Скалы, но, в отличие от Джонсона, занимавшегося рестлингом, был настоящим спортсменом. Его вклад в смешанные единоборства оказался столь значительным, что HBO в свое время даже сняли о нем документальный фильм. И сегодня один из величайших рестлеров планеты как будто воздает не менее знаменитому коллеге из ММА заслуженные почести.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, меркантильный интерес мистера Джонсона тоже вполне прозрачен: биографии разных борцов — реальных или вымышленных — нередко становятся фестивальными хитами. Роберт Де Ниро, Сильвестр Сталлоне, Клинт Иствуд, Хилари Суонк, Кристиан Бейл, Микки Рурк и даже Уилл Смит получали «Оскары» за роли в бойцовских фильмах.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Бешеный бык», режиссер Мартин Скорсезе, 1980 год, США

Если расчет был на это, то он вполне оправдался и уже на данном этапе стал небольшой сенсацией: фильм с Дуэйном Скалой Джонсоном в главной роли получил «Серебряного льва» за режиссуру в Венеции. А это значит, что он почти наверняка попадет и в главный киноконкурс планеты — в Лос-Анджелесе. А там, как показывает практика последних лет («Кит», «Рестлер», «Король Ричард»), особенно ценят истории о неудачниках и их преодолении себя.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Дуэйн Джонсон, Эмили Блант, Бенни Сафди и Макс Керр в на 82-м Венецианском кинофестивале.

Макс Керр тут подходит просто идеально. Несмотря на статус пионера и первопроходца, по-настоящему он так ничего и не выиграл. Его высшее достижение — четвертое место на чемпионате в Японии. После этого он подсел на опиоидные болеутоляющие, потерял жену и оказался в рехабе.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Довольно жестко, но не так жестко, как в «Рестлере». Скорее ближе к «Бешеному быку». Ничто не ново под луной: сознательно или нет, современные бойцы как будто копируют стиль жизни боксеров прошлого — и профессиональной, и личной. У всех одно и то же: наркотики, домашнее насилие, тюрьмы, больницы.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Разница только в том, что Скорсезе использовал псевдодокументальные кадры, где Джейк ЛаМотта и члены его семьи как будто дают интервью журналистам, лишь эпизодически. А Джонсон и его режиссер Бенни Сафди сняли весь фильм в жанре мокьюментари. Камера следит за непривычно волосатым и омоложенным с помощью CGI «Скалой» как бы исподтишка. Картинка нарочито зернит, а в кадре — будто обычная жизнь обычного спортсмена: сплошные тренировки, соревнования, и даже дома — не семейный ужин перед телевизором, а витаминные коктейли, где крайне важным, а иногда и решающим для супружеских отношений оказывается процент содержания жира в молоке.

Скала под прессом реализма. Павел Матяж — о фильме «Крушащая машина»
Фото: kinopoisk.ru

Может, «Крушащая машина» и не сокрушит голливудскую систему, но в ней Скала впервые ломает собственный экранный образ и выглядит не карикатурным качком с голливудской улыбкой, а простым, печальным, неуверенным в себе и уже довольно пожилым человеком. Десятки раз он спасал мир, но теперь пытается спасти себя — и, похоже, впервые делает это по-честному и от души.

Удачного просмотра.