Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»

8 сентября 2025, 12:43
До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Российские пираты украли со стриминга Peacock новое шоу — спин-офф легендарного «Офиса», созданный под руководством его великих шоураннеров Грега Дэниелса и Майкла Комана.

Пожалуй, ни одно другое средство массовой информации не утратило так много с появлением интернета, как печатная пресса. Телевидение по-прежнему в порядке. Радио звучит в каждой машине. А вот газеты теперь читают разве что в историческом кино. Даже самые крупные, культовые, авторитетные издания сократили тираж бумажных версий до минимума. Менее известные полностью перешли в онлайн. Но это касается столичных издательств — Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Москвы. Большинство региональных газет и журналов просто закрылось навсегда.

Впрочем, кое-кто все еще пытается нести флаг, защищать свободу слова, предоставлять людям качественную журналистику и «удерживать демократию на плаву». О группе таких донкихотствующих энтузиастов и рассказывает сериал «Газета». Все десять серий сатирического телешоу уже доступны на стриминговом сервисе Peacock и успешно украдены российскими пиратами.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Главным Доном Кихотом здесь выступает Нед Симпсон (Домнал Глисон — «Гарри Поттер», «Звездные войны», «Выживший», «Из машины»). Он родился в семье бумажного магната, получил журналистское образование, но, как и многие другие, испугался надвигающегося краха печатных СМИ и устроился продавцом туалетной бумаги в компанию отца.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Осуществить детскую мечту о настоящей журналистике он решился много лет спустя — на пороге кризиса среднего возраста. Его направили в один из филиалов отцовской корпорации в город Толедо, штат Огайо. Там, где-то на последнем этаже, в углу одного из отделов продаж, несколько столов занимает все, что осталось от прославленного «Толедского правдоруба».

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

В 1970-е редакция занимала все здание. В ней работало не меньше тысячи человек, а сеть филиалов и внештатных корреспондентов охватывала всю планету. Полтора землекопа, которые, не приходя в сознание, все еще имитируют деятельность редакции, сегодня в основном перепечатывают кликбейтные публикации федеральных СМИ и размещают между ними рекламные макеты местного малого бизнеса. Материал для печати «Правдоруба» предоставляет материнская компания — производитель туалетной бумаги. И качество у него соответствующее.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Во вступительных титрах создатели демонстрируют зрителям чуть менее унизительные способы применения газеты в реалиях XXI века. Оказывается, газетную бумагу можно не только использовать в гигиенических целях, но и завернуть в нее рыбу, применить для растопки, упаковки, свернуть из нее солнцезащитную шляпу, наклеить на стены вместо обоев, а еще проложить дно клетки для птиц. По многофункциональности бумажная пресса по-прежнему опережает онлайн-СМИ. Попробуйте завернуть рыбу в блог.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Нынешнее поколение сотрудников «Правдоруба» тоже использует газету не совсем по назначению. И. о. главного редактора и по совместительству директор онлайн-версии Эсмеральда (Сабрина Импаччиаторе — «Белый лотос»), бывшая участница реалити-шоу и мать-одиночка, проводит все рабочее и нерабочее время в поисках мужа. Маре Питти — бывшая танкистка, служившая в Афганистане и получившая там опыт реальной журналистики как корреспондентка боевого листка армии США Stars and Stripes, — наглядно демонстрирует зрителям принцип действия «правила Парето». Только она еще хоть что-то делает, и только поэтому все продолжает работать. Есть, конечно, Барри — ветеран «Правдоруба» со звездных семидесятых, бессменный автор спортивной колонки и единственный настоящий журналист в редакции. Но он уже настолько стар, что большую часть дня просто спит на рабочем месте.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Любой другой, увидев это, просто сдался бы и сбежал — как когда-то сдались и разбежались в разные стороны профессионалы из редакции «Правдоруба». Но трудности не пугают оптимиста Симпсона. Он твердо верит, что тяжелая работа и верность принципам честной журналистики помогут вернуть «Правдорубу» былое величие. Нед пытается выбить новый бюджет у туалетного начальства, а после отказа набирает в штат нескольких неравнодушных волонтеров из отдела продаж и бухгалтерии.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

На первой же планерке выясняется, что заниматься коллективу энтузиастов предстоит делами, довольно далекими от Уотергейта. Местные новости — это истории о том, что в городском парке закрыли общественный туалет, рыбоводство штата снизило квоты на вылов, в канализации одного из микрорайонов засорилась труба, а несколько горожанок стали жертвами брачного афериста из Германии, выдающего себя за Джоша Холлоуэя. Похоже, почти никто в Толедо не смотрел Lost.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Ну, это просто шутка — одна из многих. В основу «Газеты» лег не Lost, конечно, а знаменитый британский ситком "Офис". Хотя в куда большей степени — его американская адаптация, выходившая с 2005 по 2013 год и продержавшаяся целых девять сезонов.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Офис», шоураннер Грег Дэниелс, 2005 год, США

С сериалом такого масштаба сложно конкурировать на равных. Ведь Майкл Скотт, Дуайт Шрут, Джим Халперт и Пэм Бисли всем как родные. А журналистов «Правдоруба» зрители видят впервые. Сравнения неизбежны — и, по законам человеческой психологии, не в пользу новой «Газеты».

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Корректнее было бы сравнить The Paper с сериалами «Парки и зоны отдыха», «Клиника святого Денниса» и «Начальная школа Эббот», которые в том же жанре комедийного псевдодокументального мокьюментари рассказали миру о жизни американской провинции и бедственном положении региональных общественных пространств — школ, больниц. А сегодня очередь дошла и до печатных изданий.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

В соответствии с форматом и бизнес-моделью «Газета» звезд с неба не хватает, но вполне держит марку. Да-да, индустрия в кризисе — как и многое другое. Но это не повод для отчаяния, а источник множества шуток, комических ситуаций, нелепостей, неловкостей, мемов и приколов.

До чего довели свободную прессу создатели «Офиса». Павел Матяж — о сериале «Газета»
Фото: kinopoisk.ru

Немного обидно, что «Газету» и ее собратьев невозможно легально смотреть в России — ведь эти ситкомы задевают все нужные струны и охватывают все массовые сегменты отечественной аудитории.

Несчастной российской интеллигенции сериал показывает: они не одни — заокеанские коллеги находятся в столь же незавидном положении. Патриотам-охранителям он рисует радующую глаз картину того, как загнивает проклятый Запад. А власть имущие получают еще одну отличную причину продолжать держать учителей, врачей и всех остальных гуманитариев в черном теле. Смотрите-ка: в этой ихней Америке школы и больницы, оказывается, точно так же недофинансируются. А провинциальные журналисты вообще работают за бесплатно. Значит, правильной дорогой идем, товарищи!

Удачного просмотра.