Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера

17 августа 2025, 18:00
Колонка
Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Первую в Екатеринбурге и в России экспозицию полиэтиленовых пакетов устраивает в день города коллекционер Сергей Бор. Его рассказ об эволюции пакета – от артефакта эпохи до жертвы экологической повестки – читатели 66.RU могут услышать уже сейчас.

В СССР целлофановые пакеты (целлофан — прозрачная пленка на основе целлюлозы) появились в 1950–60-е. Их выпускали в Дзежинске, Лыткарино, Донецке. Чаще всего это были прозрачные плоские конверты без ручек, в которые упаковывали хлеб, конфеты «Красный Октябрь» и «Рот Фронт», еще чаще — подарочные наборы. Конверты быстро рвались и деформировались от влаги. По сути, это был оберточный материал для продуктов, более продвинутый, чем крафтовая бумага.

Боковой ветвью эволюции стали полиэтиленовые пакеты для фасовки продуктов — сахара, круп, макарон. Это увеличивало цену товара. «Литературная газета» опубликовала тогда статью «Полиэтиленовый налог» — журналист объяснял: из-за упаковки килограмм сахара подорожал на 10%, пшено — на 25%, хлеб — на 77%. Его доводы услышали в министерстве торговли и распорядились за полиэтилен денег не брать.

Пакеты в современном смысле — с дном и ручками — начали использовать в конце 1960-х, но почти всегда они были целлофановые или из плотной полимерной плёнки, непрозрачные, обычно — белые или пастельных тонов. Их печатали для крупных промышленных выставок (ВДНХ, Московская международная ярмарка), магазинов типа «Берёзка» (супермаркет с дефицитными товарами в СССР для заграничных гостей или путешествующей элиты), для сувениров на ВДНХ.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Полиэтиленовые пакеты — мягкие, с блеском, более прочные — массово пришли в СССР только в 1970–80-е. Их производили на предприятиях в Куйбышеве (Самара), Дзержинске и Уфе в основном для крупных выставок, это были экземпляры с рекламой узнаваемых советских брендов («Мишка Олимпийский», «Аэрофлот», «Интурист», «Березка»). Именно на заводе в Дзержинске — колыбели производства всех пакетов — ближе к концу 70-х запустили первый советский флексографический печатный станок для полиэтиленовой пленки, позволивший печатать цветные рисунки.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Пакет с олимпийским мишкой мне вручил дядя, часто ездивший в Москву по служебным делам. По словам родителей, пакет пытались выпросить попутчики, дядя с трудом его отстоял и остаток пути прятал за поясом штанов, словно деньги или какую-нибудь ценность. Когда этот полупрозрачный пакет оказался у меня, я сразу смекнул, что внутри можно носить разные редкие вещи типа бутылок импортной газировки или яркие жвачки — в глазах окружающих это еще больше повышало его привлекательность. Медведь с поясом из олимпийских колец улыбается мне до сих пор, будто помнит все эти секреты.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Ближе к середине 80-х из-за границы повезли пакеты и с логотипами иностранных компаний. Их бережно хранили, гладили утюгом через ткань, чтобы вернуть форму. Яркий пакет в то время мог стоить 3–5 рублей — как поход в ресторан.

В эпоху дефицита на стыке 80-х и 90-х яркий полиэтиленовый пакет воспринимали как аксессуар люксового бренда сегодня. Особенно ценились с надписями Adidas, Marlboro, Pepsi, Wrangler или с видами заграничных городов. Чаще всего их печатали пиратским образом на тех же заводах, где производили советские агитки и рекламу

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Пакет стал частью и акцентным моментом аутфита — с ним ходили и на рынок, и на свидание в ресторан, в гости к друзьям и на совещания в высокие кабинеты.

Один из таких культовых пакетов я обрел зимой 1987 года на шувакишской барахолке. Мороз тогда стоял крепкий, но людей это не останавливало. Рынок на Шувакише был практически единственным местом, где можно было купить финские сапоги, фарфор из ГДР и прочий дефицит. Того, кто пытался сбыть несколько одинаковых вещей, могли привлечь за спекуляцию и упрятать за решетку, но предприимчивых граждан это не останавливало. У одного из таких спекулянтов по кличке Гена-Рысь мой отец и выменял пакет Marlboro — алый, как кровь на снегу, с ковбоем на лошади. Взамен отдал мастерку «Адидас» и пол-литра водки (тогда бутылками родителям выдавали зарплату). Помню, как спустя много лет топал домой по проспекту Ленина, все еще держа пакет так, словно несу в руках «Мону Лизу» или колесо от «Харлея».

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Кстати, рассказы о том, что в СССР мыли пакеты — чистая правда. Их стирали, сушили на батарее, использовали до полного износа и даже после этого находили какое-то применение. Иной раз в ярком пакете прятали авоську или изношенную невзрачную сумку.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Со временем появились даже специальные приспособления — ручки для пакетов. Их «пришпандоривали» к мешку и носили гораздо более тяжелые вещи, да и его жизненный цикл увеличивался. Всегда можно было срезать оборванную верхнюю часть пакета и использовать снова.

Как полиэтиленовый пакет в СССР стал символом успеха. История и фото от коллекционера
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Ажиотаж закончился в 90-е, когда пакеты хлынули из-за границы и заполнили все — рынки, ларьки, супермаркеты. Яркие картинки на полиэтилене утратили прежнюю привлекательность и стали просто расходным материалом, превратившись в пародию на самих себя — вездесущий пакет с пакетами есть на каждой кухне.

Сторонники экологической повестки тем временем призывают отказаться от загрязняющего планету полиэтилена в пользу бумаги, матерчатых сумок и авосек, с которыми ходили в магазины наши родители. В этом смысле жизненный цикл пакетов завершается, хотя произойдет это еще не скоро.

16 августа экспозиция целлофановых/полиэтиленовых пакетов начала работать в «Сити-центре» с 15.00