Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов

15 августа 2025, 11:18
Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Российские пираты скопировали у мышиной корпорации «Чужой: Земля» — новейшее шоу, раскрывающее фанатам шокирующую правду о том, как ксеноморфы посетили нашу планету.

50 лет назад юная выпускница Йельского университета Сигурни Уивер выбросила человека в резиновом костюме ксеноморфа в космос — туда, где, согласно бессмертному слогану первого «Чужого», никто не услышит твой крик. Но этот крик там не только услышали — начали кричать в ответ, производя бесчисленные сиквелы, приквелы и спин-оффы.

Вопли космического ужаса и боли продолжали звучать в унисон, потому что режиссуру продолжений доверяли таким грандaм мирового кино, как Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене. Но в XXI веке музыка изменилась. В череде слияний и поглощений права на ксеноморфов переходили из рук в руки. И эти руки заставляли космических хищников совершать довольно странные поступки. Франшиза пережила два фильма-мутанта — «Чужой против Хищника» — и еще две серии богоискательской предыстории от маэстро Скотта, ударившегося на старости лет в религию.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Чужие», режиссер Джеймс Кэмерон, 1986 год, США

В корпоративной войне за чужих победили наследники Уолта Диснея. Выпустив на экраны «Чужой: Ромул», они подарили фанатам надежду на возвращение старых добрых времен, когда ксеноморфы вызывали не смех и недоумение, а крики ужаса.

А теперь взялись за сериал.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр их фильма «Чужой: Ромул», режиссер Феде Альварес, 2024 год, США

Чтобы сделать все правильно, диснеевцы наняли Ноа Хоули, уже отлично проявившего себя в сериальном формате. Он создал для стриминга FX (одного из дочерних предприятий мышиной корпорации) «Фарго» (да, эта интеллектуальная собственность тоже принадлежит Disney) и «Легион» по комиксам Marvel.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Легион», шоураннер Ноа Хоули, 2017 год, США

Хоули славится маниакальным стремлением следовать духу оригинала. При этом у него немало собственных идей, литературных отсылок, поэтических и политических концепций, на которые у братьев Коэнов, возможно, просто не хватило времени. Благодаря этому многие фанаты телеверсии «Фарго» считают, что, создавая шоу, он прыгнул значительно выше голов его изначальных создателей.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Фарго», шоураннер Ноа Хоули, 2014 год, США

Но «Чужой: Земля» — совсем другая история. Она мрачнее — или, вернее, кровожаднее — любого из предыдущих проектов Хоули. Настолько, что слишком впечатлительный зритель еще будет мечтать вернуться в 1986 год — к милому, теплому и ламповому фильму Кэмерона, где в кадре от ног, хвостов и зубов ксеноморфов погибает от силы пара десятков человек. Или в 1992-й — на уютную планету-колонию для пожизненно осужденных маньяков, где число убийств еще меньше.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Чужой-3», режиссер Дэвид Финчер, 1992 год, США

За первые две серии, доступные зрителям на данный момент, ксеноморф успевает убить и зверски выпотрошить столько Homo sapiens, сколько во всех предыдущих фильмах франшизы вместе взятых. Ведомый Хоули фаллосообразный пришелец устраивает на Земле настоящий пир — без всякого преувеличения, кровавую баню.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Но здесь он больше не один. Помня о многочисленных комментаторах, жаловавшихся, что ксеноморфы и лицехваты за полвека уже изрядно приелись, Хоули привозит на нашу третью планету целый зоопарк опасных космических тварей. Вот только вместо коммунистических космозоологов из булычевского цикла про Алису Селезневу к адским инопланетным монстрам приставлен мрачный киборг, фанатично преданный транснациональной корпорации «Вейланд-Ютани».

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

В закромах у зловещего негритянского терминатора — миниатюрное чудо-юдо с одним гигантским глазным яблоком и осьминожьими щупальцами, которое вселяется в носителей и зомбирует их; здоровенные жуки-вампиры и стручкообразный кокон с единственной мерзкой, плотоядной — то ли рукой, то ли хвостом.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Однако люди, а также многочисленные роботы, киборги, синтетики и гибриды враждующих земных корпораций не спешат уничтожать этих богомерзких гадов, а собираются отловить, изучить, препарировать и использовать их в борьбе с конкурентами.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

В 2120 году (за два года до событий первого «Чужого»), в котором разворачиваются события сериала, государств больше нет, а верховную власть над населением захватили корпорации. Всего их пять, но в первых двух сериях в основном фигурируют две. «Вейланд-Ютани» — хорошо известная поклонникам франшизы и Ридли Скотта злодейская организация, издавна мечтающая заполучить ксеноморфов, чтобы превратить их в оружие. И рок-н-рольная корпорация Prodigy, которой руководит триллионер Бой Кавалье (Сэмюэл Бленкин — «Французский вестник»), настолько юный, что Марк Цукерберг рядом с ним выглядит глубоким старцем. Эти рубятся за искусственный интеллект, создают синтетиков (канонических ридлискоттовских андроидов с белой кровью и склонностью к некоторому бунтарству) и гибридов (синтетическое тело с человеческим мозгом — в точности как в «Призраке в доспехах»).

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Призрак в доспехах», режиссер Мамору Осии, 1995 год, Япония

Prodigy и ее юному CEO плевать на чужих — он просто не может упустить возможность насолить проклятым конкурентам. Короче говоря, он выглядит и ведет себя как живая мишень, главный претендент на то, чтобы стать кормом для ксеноморфов. А судя по тому, что в хронологически следующих фильмах франшизы («Чужие» (2179 год), «Чужой-3» (2180 год), «Чужой-4» (2381 год)) никакой корпорации Prodigy больше нет, так оно и выйдет.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Но до этого еще далеко. В 2120-м производимые Prodigy «призраки в доспехах» не имеют никакого отношения к полиции или каким-либо структурам, отвечающим за соблюдение закона и безопасности. Да и вообще это пока только прототипы. К тому же они еще маленькие — в буквальном смысле. Особенности технологии пересадки сознания из живого тела в синтетическое таковы, что применять ее удается только на детях — из-за пластичности детского мозга или чего-то в этом роде.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Вся эта история с детьми-гибридами представляет собой гигантскую метафору — или литературную отсылку — к «Питеру Пэну» Дж. М. Барри. Сам Бой Кавалье, по-видимому, отождествляет себя с Питером Пэном: он такой же юный и самодовольный нарцисс. Остров, где он проводит эксперименты на детях, он называет Нетландией, а подопытным детишкам дает имена потерянных мальчишек из книги Барри. В соответствии с этой логикой новую главную героиню — альтернативу Сигурни Уивер, Нуми Рапас, Кэтрин Уотерстон и Кэйли Спэни — зовут Венди (Сидни Чендлер — «Шугар», «Не беспокойся, дорогая»).

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Сидни Чендлер кажется еще более хрупкой, беззащитной и худенькой, чем все ее многочисленные предшественницы. Но в отличие от них она по характеристикам — местный Супермен: сверхсильная и сверхбыстрая, способна силой мысли перепрограммировать компьютеры и роботов на расстоянии. Еще у нее есть крутой меч, который каким-то магическим образом держится у нее на спине без ножен и ремней. За отпущенное создателями время Венди не успела пустить его в ход, но в последние секунды второй серии взяла в руку. Так что ждем продолжения с нетерпением.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Как это обычно бывает, когда в кадре появляются роботы, андроиды или другие искусственные существа с характерами и почти человеческим интеллектом, возникают вопросы:

  • что делает человека человеком?
  • что такого замечательного в том, чтобы быть человеком?
  • мечтают ли андроиды об электроовцах?
Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», режиссер Ридли Скотт, 1982 год, США

Эти вопросы и составляют эмоциональную основу сериала — его, если угодно, философию. Так что от «Бегущего по лезвию» здесь даже больше, чем от оригинального «Чужого». Ну или, по крайней мере, не меньше. Хоули как архитектор строит на научно-фантастическом фундаменте Ридли Скотта не просто очередной ремейк «Чужих», а целую новую вселенную — с ксеноморфами, репликантами и киборгами (тем более что права на всех этих ребят тоже принадлежат «Диснею»). А по первым двум сериям видно, что и киберпанковского аниме тут в анамнезе хватает.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Ведь и оригинальные фильмы 1970-х и 1980-х, и их пафосные продолжения 2010-х почти ничего не рассказывали об устройстве этого пугающего будущего. Действие всегда разворачивалось внутри космических кораблей или на удаленных планетах, а общую картину вселенной зрителю приходилось восстанавливать по крупицам. И вот теперь франшиза наконец возвращается домой — на Землю. Зрителям больше не нужно считать каждый вздох и мучаться от клаустрофобии: впервые можно вдохнуть полной грудью и смотреть на этот дивный новый мир во все глаза.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Ноа Хоули оказался своим среди чужих — и это не просто каламбур. Он вошел в мир «Чужого» так, словно всегда был там. Без робкой оглядки на канон, но и без подросткового желания его переделать. Он дал ксеноморфам и их вселенной то, чего им давно не хватало: не музейное почитание и не маркетинговое издевательство, а уверенную руку автора, который верит, что здесь еще остались нерассказанные истории.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Главное открытие «Чужого: Земли» — не новые монстры, не бодрые спецэффекты и даже не россыпь культурных аллюзий, а ощущение, что кто-то наконец взялся за эту франшизу всерьез. Не как за дойную корову и не как за культовую реликвию, а как за живое, дышащее, тревожное и современное произведение. Хоули вписался в чужой мир так органично, что уже через пару серий невозможно представить «Чужого» без него.

Свой среди чужих. Павел Матяж — о первом сериале про ксеноморфов
Фото: kinopoisk.ru

Если это не лучшее, что случалось с франшизой за последние десятилетия, то, по крайней мере, это первый за долгое время повод перестать брезгливо переключать канал, увидев на экране слова «новый фильм про чужих». И, возможно, первый реальный шанс на то, что вскоре мы снова услышим тот самый крик, который полвека назад эхом отозвался в пустоте космоса.

Удачного просмотра.