Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»

23 мая 2025, 12:33
Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Российские пираты завладели «Финальной расплатой», вроде бы заключительной серией авторской шпионской франшизы голливудского динозавра Тома Круза, растянувшейся на 30 лет.

Последние семь лет Том Круз играет только в собственных фильмах. В смысле тех, где он не только исполнитель главной роли, но и продюсер, соавтор сценария, руководитель каскадерской бригады, ну и в целом — центральный элемент всего происходящего, демиург, в ручном режиме управляющий всеми процессами разом. На три четверти эти годы состояли из «Невыполнимой миссии», на одну четверть — из «Топ Гана». И вот наконец то, чего все так долго ждали. Кто с ужасом, кто с благоговением. Большой финал. Неужели на этом все и закончится?

Любой более-менее искушенный современный зритель привык скептически относиться ко всем этим «окончательным и бесповоротным завершениям карьеры», «прощальным концертам» и «последним аккордам». В наше время постправды и фейковых новостей это на 99% маркетинг, ложь и цинизм, попытка выманить у доверчивых зрителей финальную «тринадцатую зарплату».

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Ставки в этом деле настолько высоки, что даже сама смерть не способна остановить продюсеров и сценаристов. Персонаж Роберта Дауни-младшего, несколько сверхдраматичных минут умиравший суперкрупным планом на всех самых гигантских экранах планеты под рыдание многомиллиардной аудитории, как ни в чем не бывало возвращается во вселенную Marvel в мае 2026-го. Дэниел Дэй-Льюис, завершивший карьеру семь лет назад, недавно официально подтвердил, что уже полгода принимает участие в съемках фильма, который режиссирует его старший сын Ронан. С момента «выхода на пенсию» в 2013 году Стивен Содерберг снял уже два десятка фильмов и сериалов.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Одним словом, подзаголовок «Финальная расплата» или «Окончательный расчет», как именуют его на некоторых пиратских ресурсах (официального проката по-прежнему нет), не стоит воспринимать слишком серьезно. Но, так или иначе, это повод подвести некий итог более чем тридцатилетней эпопее. Тем более что в начале нового сюжета и сам лирический герой расположен к некоторой рефлексии.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Нарезка кадров из всех предыдущих серий франшизы вполне буквально мелькает у Итана Ханта и зрителей перед глазами. Причем несколько раз, в начале, середине и финале истории: ситуация в Праге («Миссия невыполнима 1»), летящие сквозь огонь голуби Джона Ву («Миссия невыполнима 2»), зловещий Филип Сеймур Хоффман с «кроличьей лапкой» («Миссия невыполнима 3»), горящий Кремль («Миссия невыполнима 4»), «Принцесса Турандот» на сцене Венской оперы («Миссия невыполнима 5»), усатый Генри Кавилл на руинах туалета («Миссия невыполнима 6») и горячий поцелуй с красоткой Ванессой Кирби (последнее воспоминание из фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата. Часть 1»).

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

А пока главный герой прощается с жизнью, сценаристы Кристофер Маккуорри и Эрик Йендерсен пытаются провернуть тот же глобалистский трюк, который вполне удался Сэму Мендесу в крейговском сезоне бондианы. Все события предыдущих серий объявляются звеньями одной огромной причинно-следственной цепи. Каждый злодей, уничтоженный Хантом с середины 1990-х, каждое смертельное устройство, обезвреженное его командой, — это части мегазаговора планетарного масштаба, плана по уничтожению мира, докатившегося наконец до своей апокалиптической реализации. Все, что Итан Хант делал до этого, привело его, нас и весь мир к этому финалу.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Все это звучит крайне сомнительно. И выглядит притянутым за уши. По крайней мере, первые четыре фильма от Джона Ву, Брайана Де Пальмы, Дж. Дж. Абрамса и Брэда Бёрда довольно сложно причесать под одну гребенку. Слишком уж они разные в смысле режиссерского подхода. Едва ли их сценаристы каким-то образом согласовывали друг с другом свои истории.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, Круз, Маккуорри и Йендерсен и сами это понимают. Поэтому не пытаются всерьез распутывать перед зрителями клубок из якобы связанных сюжетных линий всех серий франшизы, а ограничиваются простой констатацией. Они связаны, и все тут. А чтобы хоть как-то свести концы с концами, делают одним из вспомогательных персонажей сюжета того самого цэрэушника с отравлением, из компьютера которого Итан выкрал сверхсекретные сведения в ходе того самого сверхэффектного балетного трюка на эластичном тросе из «Миссии невыполнима» 1996 года. За тот просчет бедолагу сослали на самый отдаленный северный остров в США недалеко от Берингова пролива, где он и провел следующие 30 лет в окружении белых медведей, ездовых собак и одной очень счастливой пожилой инуитки.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Сценарии никогда не были сильной стороной «Невыполнимых миссий». Тот сюжет, кстати говоря, длился ровно на час меньше суперфинальной «Миссии». Нетрудно догадаться, что в «Расплате» весь этот лишний час занимают трюки. Сверхсложные, уже совершенно безумные. Изредка они прерываются разговорными пояснительными сценами, полными таинственных технических терминов и заклинаний на тему «только Итан может спасти нас».

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Да, кстати об этом. Главная угроза скопирована из «Терминатора» и «Матрицы» — сверхмощный искусственный мегаинтеллект (да-да-да, тут опять все очень глобально, супер, мега, гига и убер) под смехотворным названием «Сущность» постепенно берет контроль над атомным оружием ядерных супердержав начиная с Северной Кореи. Последним бастионом, понятное дело, оказываются США. Но и их сверхмощная уберзащита вот-вот падет. И тогда только Итан сможет спасти нас.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на усиливающуюся с годами эмоциональную инфляцию, когда новые трюки, жертвы и ставки уже не вызывают тех же ощущений, как в первых, таких наивных и свежих сериях, секрет «Невыполнимой миссии» — причина, по которой Итан Хант оказался более позитивным, чем Джеймс Бонд, более выносливым, чем Джейсон Борн, более душевным, чем Джон Уик, — заключается в том, как они сочетают противоречивые элементы: суперэффективный экшен и перегруженный сюжет или крутой производственный дизайн и дебильные сюжетные повороты, более уместные в каком-нибудь «Скуби-Ду». В отличие от большинства конкурентов «Миссия невыполнима» никогда не относилась к себе слишком серьезно — это бодрое энергичное зрелище, которое не жалеет красок, эмоций и спецэффектов.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

«Финальная расплата» остается верна этим принципам. И в строгом соответствии с ними же выглядит громоздкой и избыточной. Кажется, что ровно половину событий можно выбросить и ничего не изменится. Но не тут-то было. Это похоже на матрешку. Каждая жизненно важная миссия скрывается внутри другой жизненно важной миссии, где один дикий невероятный трюк приводит к другому, еще более дикому и невероятному трюку. Как и в самой первой серии, герои вначале терпят неудачу, но неизбежно спасаются в самую последнюю минуту. С тех пор как за режиссерским пультом закрепился во всем согласный с Крузом Маккуорри, хантиана воспроизводит сама себя, герои движутся по кругу: умирают, но затем воскресают, ведь бесперебойно работающие дефибрилляторы у них всегда наготове. Нет смысла сопротивляться этому. Просто повторяйте за мной: «Только Итан может спасти нас!»

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Мессианский подтекст «Финальной расплаты» прекрасно вписывается в закадровый образ Круза. Он всегда представлял себя счастливчиком, баловнем судьбы, прыгал ли он на диван в шоу Опры или с самого высокого здания в мире без парашюта. В последние годы он поставил перед собой задачу спасти кинотеатральный прокат как таковой. Невыполнимая миссия, которая два года назад дала серьезный сбой, когда Том осмелился противостоять «Барбигеймеру». И проиграл. Отказ Круза перенести дату премьеры привел к тому, что первая часть «Финальной расплаты» шла на экранах IMAX всего неделю и собрала всего 570 млн долларов (три предыдущие серии собирали по 700–800).

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Тем не менее это, бесспорно, было благородно и очень-очень-очень трогательно. Круз буквально поставил на кон свое тело, здоровье и жизнь, с маниакальным рвением отказываясь от дублера и выполняя все трюки самостоятельно, как пионеры кино Чаплин, Китон и другие.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

В прошлый раз он перелетел на мотоцикле со скалы на движущийся на полной скорости поезд. Но это был только пролог к настоящему финалу, а точнее к «Финальной расплате». Здесь он совершает леденящие кровь подвиги, уворачиваясь от российских атомных боеголовок на глубине 150 метров под водами Охотского моря. А в кульминационном эпизоде цитирует «Ангелов ада» 1930 года (легендарный сверхдорогой для своего времени фильм, целиком состоящий из спецэффектов) в откровенно сумасшедшей сцене на крыльях не одного, а сразу двух бипланов, сталкивающихся практически лоб в лоб на высоте нескольких километров.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

На «Невыполнимой миссии» выросло целое поколение. Целое поколение узнавало о том, что такое кино, наблюдая за Томом Крузом. Именно он, как последний самурай, практически в одиночку учил детей тому, что кино — это не обязательно нагромождение пикселей на зеленом экране, а нечто подлинное, вещественное. Настоящее искусство и мастерство.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, есть у этого и другая сторона. Несерьезная, эскапистская и развлекательная «Миссия невыполнима» подарила нам Круза-акробата, Круза-каскадера, парня, который лучше всех гоняет на мотоцикле, летает на самолете и прыгает со скалы, но лишили нас другого Круза. Того, который был так удивительно хорош в «Магнолии», «Солдатах неудачи», «Соучастнике», «Рожденном четвертого июля», «Цвете денег», «Человеке дождя» и еще во многих фильмах, начиная с «Рискованного бизнеса» 1983 года.

Том Круз и тринадцатая зарплата. Павел Матяж — о «последнем» фильме франшизы «Миссия невыполнима»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Рожденный четвертого июля», режиссер Оливер Стоун, 1989 год, США

Если эта «расплата» действительно финальная, Крузу теперь предстоит сорвать с себя последнюю маску и признать свою истинную сущность. Он не только единственный в мире каскадер-миллиардер, но и один из самых ярких и талантливых актеров своего поколения.

И отныне он свободен искать материал, который потребует от него не умения прыгать с парашютом, а использовать актерские способности. Это сложная миссия, но достойная и уж точно не невыполнимая. Если, конечно, он решится ее принять.

Удачного просмотра.