Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»

Сегодня, 13:08
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах — новый фильм главной отечественной киностудии «Тритэ», в котором подводной лодке ВМФ РФ предстоит дать бой диснеевскому подводному монстру из «Пиратов Карибского моря».

Пиратская суть отечественного постсоветского кинематографа была более-менее очевидна всем, даже не самым просвещенным зрителям еще с конца 1980-х. Стоило железному занавесу зашататься, дать трещину и начать пропускать на советский экран западное кино, как российские кинематографисты бросились копировать голливудские блокбастеры, заимствовать сюжеты и целые сцены, диалоги, декорации и костюмы, операторские и режиссерские приемы и прочее прочее.

Балабанов снимал своих «Братьев» с явным намерением создать отечественный аналог «Рембо». Нугманов украл сюжет «Иглы» у авторов голливудского боевика «Кто остановит дождь». «Бригада» нагло содрана с «Крестного отца» и «Однажды в Америке». «Дозоры» — с «Блэйда» и «Людей Икс». «Богатыри» заимствовали все свое чувство юмора у «Шрека». «Майор Гром» — российская бюджетная калька вселенной Marvel. А главный охранитель русского кино от западного влияния Никита Михалков в свое время снял ремейк культовой картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».

Кадр из фильма «12», режиссер Никита Михалков, 2007 год, Россия

Поэтому сама идея заимствовать главное чудовище из суперпопулярной голливудской франшизы про пиратов Карибского моря едва ли может кого-то удивить. А чо такого? И не такое крали, подумаешь, кракен.

Кадр из фильма «Конг: Остров черепа», режиссер Джордан Вот-Робертс, 2017 год, США

Тем более что формально заполучить авторские права на мифологическое морское чудовище довольно затруднительно. Первые словесные описания и графические изображения циклопического спрута или кальмара, утягивающего на дно парусники, появились еще в XVII веке. А некоторые историки утверждают, что громадного осьминога размером с целый остров описывал еще Плиний Старший (римский историк, военачальник и чиновник начала I века, автор первой из существующих энциклопедий).

Кадр из фильма «Битва титанов», режиссер Луи Летерье, 2010 год, США

В кино нечто подобное впервые появилось в 1954-м в диснеевской экранизации романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». С Кирком Дугласом в роли гарпунщика Неда Ленда. Впечатляющий для своего времени поединок громадного осьминога и подводной лодки был реализован с помощью аниматроники и отмечен «Оскаром» за лучшие визуальные эффекты.

Кадр из фильма «20 000 лье под водой», режиссер Ричард Флейшер, 1954 год, США

Но самым популярным кракеном, без сомнения, является тот, который сожрал Джонни Деппа в финале фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Отечественный кракен довольно откровенно копирует дизайн именно того чудовища. Только наш намного крупнее.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», режиссер Гор Вербински, 2006 год, США

Создатели «Кракена» старательно избегают каких-либо упоминаний «Пиратов Карибского моря» и пытаются сбить зрителей со следа, ссылаясь на Жюля Верна. Главный герой «Кракена» капитан Воронин, которого играет Александр Петров, вертит в руках «20 000 лье под водой» на протяжении всего фильма. Потрепанная обложка детской книжки фигурирует в кадре крупным планом несколько раз.

Осьминоги за последние 20 лет увеличились, а капитаны, наоборот, измельчали. Помнится, в голливудской «Погоне за Красным Октябрем» сэр Шон Коннери читал Достоевского. Даже немного обидно за воспетого Борисом Гребенщиковым легендарного капитана Воронина, управлявшего пароходом «Челюскин» и ледоколом «Ермак».

Кадр из фильма «Погоня за «Красным Октябрем», режиссер Джон Мактирнан, 1990 год, США

Но говорят, что на детях природа отдыхает. «Кракен» создан в совсем другое время и для другой аудитории. 12+. Так что если наследник капитана Воронина из XXI века читает в кадре хоть что-то кроме этикеток на бутылках — это уже победа.

Александр Петров в последнее время немного сдал позиции перед натиском более молодого и еще более удачно мимикрирующего под собирательный портрет аудитории Юры Борисова, но явно не намерен сдаваться без боя. В 2025-м это у него уже второй выход на большие экраны. Первым был «Василий» Дмитрия Литвиненко, где Александр опять сыграл братьев-близнецов. А после «Кракена» ожидается еще целых пять релизов: байопик Есенина «Декабрь», криминальная драма «Сажайте и вырастет», детектив «Почтарь» и две сказки — «Горыныч» и «Последний хранитель Беловодья».

Кадр из фильма «Василий», режиссер Дмитрий Литвиненко, 2025 год, Россия

В «Кракене» в целом тоже немало сказочного, но основа у всей истории совсем не фэнтезийная. Героические российские киноподводники выходят в море с тех же самых баз в районе Мурманска, с которых в свое время отплывали печально известные экипажи К-129, К-19, К-8, К-219, К-278 «Комсомолец» и К-141 «Курск». Похоже, идея этого фильма не только в том, чтобы реквизировать у диснеевцев кракена, но и в том, чтобы реабилитировать военно-морские силы. Российским морякам пора кого-то спасать. Если не по-настоящему, то в кино хотя бы.

Начинается «Кракен» с очередного утопления. Атомоход «Ермак», гордость российского флота, под командованием капитана первого ранга Александра Воронина (Виктор Добронравов), несущий на борту экспериментальное и сверхсекретное мегаоружие, встречается в водах Северного Ледовитого океана с неизвестным противником, получает повреждения и тонет, не успев применить свой смертоносный арсенал.

В следующей сцене командующий Северным флотом в исполнении Сергея Гармаша дает приказ отправить на поиски «Ермака» другой атомоход — «Заполярье» под командованием капитана второго ранга Виктора Воронина (Петров). Проблема только в том, что между братьями Ворониными — вражда, настолько непримиримая и многолетняя, что буквально каждый моряк на базе и чуть ли не каждый житель города Мурманска в курсе всех перипетий братского конфликта.

Но, видимо, кроме Виктора посылать за братом некого. И чтобы смягчить возможные неблагоприятные последствия встречи двух враждебно настроенных родственников и управляемых ими атомных подводных лодок, на «Заполярье» командирован целый контр-адмирал в исполнении Алексея Гуськова. Он, как водится, старый друг семьи Ворониных, который служил вместе с отцом враждующих братьев, всех их знает с вот такого возраста, кому, как не ему, мирить их, если придется.

Однако конфликт так и останется невербальным и будет визуализирован в основном с помощью туманных флешбэков из далекого советского детства. Ведь спустя полтора часа фильма действие наконец добирается до анонсированного в заголовке кракена. В этом смысле команда продюсеров — Верещагин, Златопольский, Михалков и один из их постоянных режиссеров Лебедев — строго следует за Спилбергом, использовавшем этот прием еще в «Челюстях» 1975 года — 90% фильма зритель видит морское чудовище мелкими частями — плавник, фрагмент глаза, какое-то смутное движение в воде. И лишь в финале награждается за все эти мучения коротким, но эффектным появлением всего монстра во плоти.

Кадр из фильма «Челюсти», режиссер Стивен Спилберг, 1975 год, США

Причин для такого издевательства над публикой две. Первая — пресловутый саспенс. Таким образом умелый постановщик постепенно нагнетает напряжение, подготавливая зрителя к встрече с кошмаром. И если он все делает правильно — катарсис в финале неизбежен.

Вторая, понятное дело, деньги. Показывать акулу все 90 минут — это чрезвычайно, запредельно дорого. Михалков, Златопольский и Верещагин в этом смысле в значительно более сложном финансовом положении, чем их голливудский коллега 50 лет назад. «Кракена» сняли за 200 млн рублей, или 2–2,5 млн долларов, в зависимости от колебания курса. А Спилберг изначально планировал потратить на «Челюсти» 4 млн долларов, но из-за задержек и разных непредвиденных расходов превысил бюджет более чем в два раза (9 млн).

Кадр из фильма «Челюсти», режиссер Стивен Спилберг, 1975 год, США

По голливудским меркам «Кракен» — малобюджетная «бэшка». Но благодаря техническому прогрессу мастера по CGI есть и в России. И древнее морское чудовище получает свои 15 минут славы. Что называется, на все два миллиона.

За эти краткие минуты колосс уничтожает международную полярную станцию, правда, при этом почти не показываясь зрителю. Зато потом предстает во всей красе, когда обвивает своими многокилометровыми щупальцами норвежскую нефтяную платформу. И взрывает ее к чертям, сам не получив ни царапины.

Примерно такой же эффект оказывают на подводного титана торпеды, которыми обстреливает противника русская подлодка. Тут создатели отечественного кракена явно переборщили — монстр так огромен, а подводная лодка по сравнению с ним так мала, что организовать их спарринг довольно затруднительно. Это даже не слон и Моська, а слон и мошка. Непонятно, чем такой крохотный объект может угрожать такому гигантскому.

Кадров со своим кракеном создатели фильма не предоставили. Поэтому вот кадр из фильма «Два миллиона лет спустя» — режиссер Джек Перез, 2009 год, США, — где мегаосьминог обнимает неизвестную подлодку. Так вот наш отечественный кракен еще раз в десять больше.

Вся надежда на супероружие. И на то, что братьям в итоге удастся договориться.

Без этого все остальное не имеет смысла. Ну что это за противостояние с Голливудом с голой, извините, задницей, без средств, специалистов и внятного сценария, по которому это противостояние сможет развернуться?

Ответ заложен в подтекст, месседж картины. И он настолько злободневен, что искупает все жалкие потуги актерского, операторского, сценарного и режиссерского цехов «Кракена» рассказать зрителю историю, достойную большого экрана.

Кто здесь кракен, понятно без перевода — это Голливуд, «Дисней», коллективный Запад. Чудовищно огромный, всемогущий и непобедимый. Русская лодка по сравнению с ним не больше зубочистки. Самокритично, кстати. Интересный нюанс в том, что по сценарию кракен исландский, скандинавский, в смысле европейский монстр и к «Диснейленду», Калифорнии и вообще США не имеет прямого отношения. Неужели в начале съемочного процесса осенью 2023 года Михалков и сотоварищи уже предвидели возвращение Трампа и последующее потепление взаимоотношений с Америкой?

Следующий поворот еще более крут и любопытен. Ведь два поссорившихся брата — это, похоже, Россия с Украиной. Только помирившись, они смогут добраться до секретного оружия и победить хтонического монстра. На пацифистский подтекст сюжета намекает и письмо капитана Воронина, которое под сентиментальную музыку читает вслух народный артист РФ Константин Хабенский («живите дружно, мальчики, и слушайтесь маму»), и знаменитый одноименный трек группы «Аквариум», который, по понятным причинам, никак не мог звучать в кадре фильма: «А если дерево растет, то оно растет вверх, и никто не волен это менять. Луна и солнце не враждуют на небе, и теперь я могу их понять…»

На наших изумленных глазах происходит эпический переворот в официальном и мейнстримном российском кино. Михалков и Златопольский, Верещагин, Лебедев, Сидоров и вся их команда, которые уже 20 лет снимают патриотичные блокбастеры в строгом соответствии с линией партии, с максимально больших экранов призывают Россию к миру.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также