АвтоВАЗ запустил производство новой модели. С двухлетним опозданием и через 5 лет после дебюта исходника

Сегодня, 12:14
Фото: фирмы-производителя
По советской традиции для запуска выбрали красивую дату: юбилей «копейки». Которая тоже оригинальностью не блистала, и в целом их судьба похожа.

Полминуточки истории

К моменту дебюта на ВАЗе исходный FIAT 124 уже безбожно устарел: вся мировая индустрия готовилась к новому технологическому витку — переднемоторному и переднеприводному. Вестники новой эры — например, Audi 80 1972-го, VW Passat 1973-го и Golf 1974-го. Советскому человеку сравнить было не с чем, выбирать не из чего — «копейка» нежно любима в народе, несмотря на некую позавчерашность. И так сошло!

ВАЗ к переднему приводу пришел еще 10 лет спустя, а фиатовское наследие выжимали досуха вплоть до две тысячи десятых годов нового века. Кое-какие рифмы можно найти и с новой «Искрой».

Это — остатки былых планов Renault по переводу АвтоВАЗа в новую эру. Французы хотели максимально «склеить» румынскую Dacia и Lada, по полной унифицировать агрегатную базу, электронную начинку. Как минимум, удобнее и эргономичнее для производителя в плане цепочки поставок: много разных моделей с одинаковым миксом компонентов под кузовом — проще и дешевле глобальное производство. Первой ласточкой планировали «Искру» — локализованный Logan 3-го поколения, который пришел бы на замену «Гранте». Granta на конвейере, напомню, с 2011 года. Третий Logan на рынке с 2020-го.

Dacia Logan 3

Дальше — больше: в 2025-м мы готовились к дебюту наконец-то новой «Нивы». Ею должен был стать новый «Дастер»-макси — Dacia Bigster.

Набросок новой «Нивы»

Bigster прямо сейчас рвет чарты в Европе, АвтоВАЗ тем временем прикрутил 122-сильный мотор к «Ниве» старой. На днях отметила 48 лет в строю.

Серийный Dacia Bigster. Обратите внимание на решение спрятанной ручки задней двери и общий силуэт. Точь-в-точь как на эскизе «Нивы»-3!

Iskra-Logan была полностью готова к производству еще в 2022-м — предсерийные экземпляры Николя Мору, тогда — главе АвтоВАЗа — показывали в марте. В мае Renault встал и ушел. Дебют Iskra с 2023-го переехал в необозримое будущее. За это время ему импортозаместили 1000 деталей. Всего в ее запуск вложили 23 000 000 000 рублей. Только непонятно: это за весь период или во столько обошлось только импортозамещение ушедших с Renault решений?

Производство Lada Iskra

Вряд ли узнаем: с «Искрой» много мутного. Во всей официальной коммуникации — расплывчатые формулировки «замещение», «адаптация», «переработка», «новая глобальная платформа, прошедшая реинжиниринг и ставшая технологически независимой». Это все красиво, конечно, но что с интеллектуальной собственностью Dacia-Renault? Французская пресса пишет, что Iskra «сколотили за спиной Renault». Финская — «своровали чертежи».

Поостерегся бы так разбрасываться словами — мир устроен чуточку сложнее. Цинично эксплуатировать наработки иностранцев — значит, навсегда закрыть себе путь к мировой кооперации. Кто впоследствии захочет иметь дела с таким партнером? Да и суды никто не отменял: РФ сегодня не признает юрисдикции разных ЕСПЧ, а послезавтра снова будет. Тут-то и прилетит тольяттинцам иск с девятью, а то и двенадцатью нулями. Нет, не думаю, что ВАЗ решил разыграть такую карту — французская сторона явно в курсе каждого шага и, как минимум, молчаливо одобряет.

Что получилось

Ну. Получилось. Машина чуть крупнее «Гранты», чуть короче «Весты». Моторы — простые советские 1,6 л. Которые, конечно, допилили в 2021-м к выходу обновленного «Ларгуса», но корнями оно все уходит куда-то во времена более зеленой травы.

Как встарь, 8-клапанный мотор выдает 90 сил, 16-клапанный — 106 сил. С первым работает советская же 5-ступенчатая механика, к старшему движку приладили 6-ступку из Китая и вариатор оттуда же.

Типов кузова два — седан и универсал. Последний есть в кросс-обвесе. Дорожный просвет у такого универсала побольше: 20 см VS 17 у седана и обычной пятидверки.

Iskra Cross

Багажник, по необъяснимой вазовской традиции, больше у седана — 500 л VS 480. Хотя должно быть наоборот, но опять так — как во времена «Калины».

Внутри найдем много наследия «Логана». Обратите внимание, например, на крутилки климатика.

Но это в топ-исполнении, в базовке же все как-то ближе к «Жигулям»:

О них же напоминает простенькая приборная панель родом из тогда. Подобный монохромный экранчик был на моей первой. Skoda Fabia. 2001 года выпуска. Любил ее.

Экран медиасистемы на фоне даже бюджетных «китайцев» выглядит наивно: всего 8 дюймов. С другой стороны, тут управление ключевыми функциями по-прежнему на физических «крутилках», надобности в огромном планшете нет. А для навигации и 8 дюймов хватит.

Цен пока нет, как и «живых» машин — продажи начнутся еще только летом. Дешево не будет: Granta в реальности уже полтора, Vesta давно улетела за 2,3 млн в хороших версиях. Iskra — посерединке. Давайте держать в уме что-то вроде 1,3 млн за базовку. И сильно за 2 млн в хороших версиях. Сомневаюсь, что получится дешевле: за технологический суверенитет кто-то должен заплатить.

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также