Невозможно поверить, но после премьеры «Паразитов», превративших корейца Пон Джун Хо в мировую знаменитость, прошло уже пять лет. Пятилетка, правда, выдалась насыщенная. Сначала мы все чуть не погибли от коронавируса, а потом оказались на пороге Третьей мировой.
Однако ужасы глобальной пандемии и мрачная тень атомной войны не парализовали волю выдающегося режиссера, а наоборот — мобилизовали его к активнейшим действиям. И пока чиновники и олигархи рыли себе противорадиационные убежища, оскароносный кореец отправился в космос.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Главным героем экспедиции Пон назначил британского красавчика Роберта Паттинсона. Но главный он только на постере и в трейлере, а в иерархии самого путешествия его роль прямо противоположная. Персонаж по имени Микки, которого играет звезда «Сумерек» и «Гарри Поттера», даже не человек.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Из-за привычки не глядя подписывать пользовательские соглашения и общей незадачливости Микки Барнс попал в иезуитски сформулированную версию корпоративного рабства. После подписания контракта его тело, сознание и даже воспоминания оказались в собственности некой коммерческой организации, бизнес которой — колонизация других планет.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
По условиям сделки Микки — «расходник», биологический робот, подопытная крыса и пушечное мясо. А его основные служебные обязанности — испытывать разнообразные физиологические страдания и умирать. Ради блага всего человечества. Если за бортом аномальная жара, холод, радиация или опасные вирусы — расходник немедленно отправляется туда, чтобы проверить, может ли человек выжить в таких условиях. А если нет, то как скоро и от чего конкретно он умрет.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В случае если смерти избежать не удается, тело Микки просто печатают заново на футуристическом биопринтере, а память восстанавливают из резервной копии. Через 20 часов он уже полностью готов к очередному испытанию. В условиях космической экспедиции причин для таких испытаний и соответствующих вариаций героической или не очень смерти у Микки великое множество. За четыре года полета от Земли к вымышленной планете Нифльхейм он пожертвовал свою жизнь корпорации уже 16 раз. Замерзал насмерть, сгорал заживо, умирал от инопланетных вирусов и отравления генетически модифицированной едой, получал радиационное облучение и пулевое ранение в голову.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Фильм начинается с 17-й смерти. На этот раз безжалостные коллеги бросают Микки на съедение огромным инопланетным многоножкам. Но старуха с косой отчего-то медлит. В отличие от людей, которые обычно не проявляют никакого интереса к страданиям своего подопытного расходника и просто дают ему умереть, нифльхеймские жуки проникаются сочувствием к попавшему в беду человеку и спасают бедолагу. Да и вообще оказываются довольно милыми, весьма разумными и не склонными к людоедству существами.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Собственно, из этого противоречия и формулируется главный конфликт сюжета. Довольно типичный для мизантропа Пон Джун Хо. Люди, которые высадились на Нифльхейм, чтобы колонизировать его, совсем не похожи на астронавтов «Интерстеллара» или «Дискавери». Это не рыцари без страха и упрека, не лучшие представители человечества, а кучка подонков и дегенератов. Жадные, тупые, аморальные уроды.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Главным придурком и фриком тут по праву является руководитель научно-фантастической миссии — бывший политик, шоумен, сверхуспешный бизнесмен и религиозный активист Кеннет Маршалл (Марк Руффало). Однако его эксцентричная супруга Илфа (Тони Коллетт) почти ни в чем ему не уступает. Маршаллы так похожи и так поддерживают друг друга, что даже сложно понять, кому из них принадлежит идея истребить всех туземных многоножек. Разница только в мотивации. Кеннет желает устроить жукам геноцид из религиозных соображений, поскольку хочет предстать перед другими колонистами карающим мечом, уничтожающим нечестивых паразитов. Илфа мыслит более утилитарно — она безумная гурманка и намерена использовать неизвестных человеческой науке разумных инопланетных насекомых для изготовления своего особого соуса.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Внешне местные одушевленные силы природы не так симпатичны, как в кэмероновском «Аватаре», и больше напоминают персонажей из «Звездного десанта» Пола Верховена. Но внутренне они, конечно, воплощенная мечта Хаяо Миядзаки, практически буквальная реплика омов из «Навсикаи». И даже лучше. В суровом климате Нифльхейма самые крупные экземпляры обросли густым мехом и стали похожи на мамонтов. Этот хтонический образ дает публике дополнительную подсказку — люди уже истребили всех земных мамонтов, вот-вот истребят слонов, и с этими инопланетными гусеницами церемониться, понятное дело, не станут.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Человеческая природа занимает Пон Джун Хо намного больше, чем инопланетная. Ведь человеку, как говаривали Лем с Тарковским, нужен человек. Мудрые и великодушные космические жуки тут не особенно участвуют в сюжете и в основном только наблюдают за иррациональными жестокостями и безумствами, которые творят на незнакомой планете наши злобные соплеменники. А люди последовательно проявляют себя с худшей стороны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, до каких-то запредельных жестокостей дело не доходит — «Микки 17» не хоррор и не антиутопия, а что-то вроде черной комедии. Карикатурные политики тут напоминают персонажей Мерил Стрип и Джоны Хилла из «Не смотрите наверх», с той лишь разницей, что те были сатирой на Сару Пейлин (малоизвестную за пределами США губернаторшу Аляски), а тут мишень для критики существенно крупнее (кажется, что без пародии на Дональда Трампа скоро не будет обходиться ни один уважающий себя голливудский фильм). Пон Джун Хо смотрит на них без страха и ненависти и просто предлагает посмеяться над тем, какие же они идиоты.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Да и в целом остается верен себе. Левацкий, антикапиталистический и антигосударственный месседж «Микки 17» считывается так же элементарно и безошибочно, как в «Паразитах», «Сквозь снег» или «Окче». Охреневшие от безнаказанности богатые тут уже вполне буквально поедают бедных, а измененное по отношению к книге-первоисточнику числительное в заголовке (оригинальный роман американского фантаста Эштона назывался «Микки-7») недвусмысленно намекает на революционный 1917-й.
Удачного просмотра.