Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+

19 февраля 2025, 10:00
Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Писатели романов young adult, рассчитанных в основном на школьников и студентов, помогли российским издателям восполнить потери от бойкота иностранных авторов. Новые возможности появились и у тех, кого уже печатали, и у дебютантов, выпустивших первые книги. Три писательницы рассказали нам, как добились своей цели.

В издательском холдинге «ЭКСМО-АСТ» подсчитали, что суммарный тираж российских книг в 2024 году (без учебников) — 233 млн экземпляров. Примерно столько же напечатали в 2022 году, когда самым тиражным автором был Стивен Кинг, запретивший с началом СВО публиковать в России свои новые романы.

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В 2023-м место Кинга в списке лидеров заняла российская писательница, автор любовных историй Анна Джейн (псевдоним Анны Потапкиной), умершая в феврале того же года. Еще через год тиражи книг Анны Джейн выросли, а у Кинга сократились — теперь он на 10-м месте.

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В 2025 году издатели рассчитывают заработать на книгах young adult (молодые взрослые) и new adult (новые взрослые) — фэнтези, романтических историях и любовных романах для читателей 16–19 и 22–24 лет, которые тратят на книги больше других. По данным «ЭКСМО-АСТ», спрос на такую литературу растет на 30% в год. Авторы, пишущие young/new adult, могут повторить успех Анны Джейн, вытеснившей Стивена Кинга из лидеров. В этом смысле хорошие шансы у писательницы Аси Лавринович — в 2024 году она выпустила 36 изданий общим тиражом 316 тысяч экземпляров, оставив позади Николая Гоголя и Виктора Пелевина.

Для авторов, печатающих первые книги, возможностей стало больше. С уходом зарубежных правообладателей и отменой некоторых российских писателей издательства стали чаще обращать внимание на рукописи в интернете.

«Сейчас издатели меняют стратегию. Они пользуются методом широкого посева — издают большое количество текстов, в которых не очень уверены, — рассказала 66.RU литературный критик Галина Юзефович. — Маркетингового бюджета на такие рискованные проекты у издательств нет — они ждут: взлетит или не взлетит. Значительная часть усилий и расходов на продвижение перекладывают на писателя. Это цена за то, что автору сейчас намного легче издаться, чем когда бы то ни было».

О чем пишут авторы young adult и new adult и как им удается продвигать свой бренд, нам рассказали литераторы Ася Лавринович, Ника Веймар и Софья Соломонова.

Ася Лавринович: «Моя ниша — романтическая проза с рейтингом 16+»

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: предоставлено 66.RU героиней публикации

— Я родом из Челябинска. После журфака работала по специальности на «74.RU», затем — в «Аргументах и фактах». Еще какое-то время писала тексты на госслужбе и фрилансе, потом решила попробовать себя в литературе. В 2016 году я отправила первую повесть на конкурс прозы о подростках, ответа не дождалась и выложила рукопись на портале самиздата. Читателей набралось немного, но сам факт, что моим сочинением кто-то заинтересовался, показался мне обнадеживающим.

Я написала вторую историю, третью. По объему они были небольшими — с учетом ежедневных усилий на повесть уходило три месяца. Первые годы творчество не приносило денег, но я настроила себя, что писательство — моя работа. Я благодарна за поддержку мужу и родителям — они терпимо относились к моему увлечению, ни разу не сказали, что я занимаюсь ерундой вместо того, чтобы выбрать нормальную специальность.

Когда ты сочиняешь в свое удовольствие и о тебе еще никто не знает, можно тратить на рукописи столько времени, сколько захочешь. Сейчас такой высокий темп сложно выдержать — на одну повесть уходит месяцев шесть-восемь. Две книги в год — вполне комфортный режим.

По общему мнению, литераторов принято делить на «садовников» и «конструкторов». Конструкторы все продумывают до мелочей и не отходят от плана, а садовники поливают зернышко и смотрят, что из него вырастет. Я, без сомнения, конструктор — в этой роли чувствую себя вполне уверенно. Период вдохновения важен, когда ты вынашиваешь идею, разрабатываешь сюжет, характеры персонажей, а когда предварительная работа сделана, остается садиться и писать определенное количество знаков в день. Моя норма выработки — 8–10 тысяч знаков. Так получается не всегда, потому что приходится отвлекаться на социальные сети, продвижение своих изданий и поездки на книжные фестивали.

Направление young adult — книги для подростков — я выбрала сознательно. Мне не трудно представить себя на месте персонажей — я хорошо помню свои школьные годы, хотя времени прошло немало. Многое изменилось, но проблемы взросления остаются. Дружба, первая любовь, отношения с родителями — вечные темы русской литературы. Моя ниша — романтическая проза с рейтингом 16+ (если бы герои просто взялись за руки и ушли в закат, было бы 12+).

Триллеров и хорроров я не пишу — стараюсь, чтобы тексты вызывали только положительные эмоции. Независимо от сюжета, никаких катаклизмов и потрясений в стране не происходит, главные герои живут в типовых девятиэтажках и учатся в обычных школах. Такая узнаваемость среды, наверное, доставляет людям удовольствие — иногда им нужно спрятаться от новостей, сбежать в историю с хэппи-эндом. Думаю, все дело в простоте и комфорте, которые они находят в моих текстах.

Все мои истории как бы вне времени, я стараюсь балансировать — показывать современный мир и оставлять пространство для ассоциаций взрослым читателям. Формально целевая аудитория — школьники и студенты, но мне приходит много сообщений от людей старшего возраста, в основном женщин. Наверное, с моими книгами они пытаются лучше понять своих детей или хотят погрузиться в ностальгию по временам, которые представляются им теперь старыми-добрыми.

Издательство обратилось ко мне в 2019 году, когда одна из моих историй на платформе самиздата попала в топ самых читаемых. Если у автора уже сложилась аудитория, его книги готовы издавать в бумаге. Я думала: вот выйдет у меня одна книжечка, я буду ее хранить как талисман. А получилось, что тираж быстро разошелся, и редакторы попросили что-нибудь еще.

В издательство я пришла уже с портфелем готовых текстов и одновременно продолжала писать, поэтому первое время книги выходили часто. Сейчас их выпускают тиражом 25 тысяч экземпляров, потом допечатывают по мере необходимости. У меня своя серия с единым стилем в оформлении — читатели к нему уже привыкли.

Прошлой осенью у меня вышла двадцатая повесть, годом раньше по бестселлеру «Загадай любовь» сняли сериал. Еще один проект — в производстве.

Я рада, что растущие тиражи позволяют мне писать прозу, не отвлекаясь на другие занятия.

Ника Веймар: «Чайный мерч позволяет пробовать книгу на вкус»

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: предоставлено 66.RU героиней публикации

— Я сотрудничаю с четырьмя издательствами, на мой взгляд, вполне успешно.

Пишу романы с 2016 года в жанре романтического фэнтези. Это мое единственное занятие, позволяющее зарабатывать на жизнь и ничем больше не заниматься.

До сотрудничества с издательством я распространяла свои тексты в электронном формате. Их покупали читатели интернет-площадки «Призрачные миры», работающей по принципу «Литрес».

Когда редактор из «ЭКСМО» предложила напечатать первую книгу, мне было приятно, потому что я не люблю эту гонку из серии «Пришлите нам синопсис, а мы, может быть, выберем вас из сотен авторов». Как говорил классик: сами придут и все дадут. Тем более, я никогда не интересовалась бумажными изданиями — на электронной площадке меня все устраивало.

Если бы не читатели, которые просили напечатать книгу, я бы, наверное, и дальше так работала. Но отказываться от новых возможностей не стала.

Роман «Наука зелий, магия любви» опубликовали в 2021 году — тогда у меня еще не было ни прокачанного личного бренда, ни большой аудитории. Тираж предложили 2,5 тысячи экземпляров — на большее начинающий автор рассчитывать не может.

На электронных продажах я пока зарабатываю больше, чем на бумаге, потому что там процент отчислений намного выше и выплаты каждый месяц. А роялти издательства — раз в квартал.
Когда вышла первая книга, редактор запросила и другие. Сама я не спешила предлагать что-либо еще. Думала — вдруг книгу не смогут распродать, а издатель в меня поверил. Но тираж разошелся хорошо, в том числе потому, что сотрудники «ЭКСМО» помогали с продвижением.

На маркетплейсах книга может затеряться — чтобы она попала в магазины, нужно заинтересовать поставщиков. С этой задачей издательство хорошо справляется. Авторы работают непосредственно с читателями, которые узнают о книгах в том числе благодаря мерчу, например открыткам или закладкам. Мастерская авторского чая «Белый лес» выпустила четыре купажа по моим историям, и это хороший способ продвижения: читатели не против взять чай, чтобы ощутить вкус книги в прямом смысле слова, а покупатели чая приходят потом за книгами.

Мой личный бренд — «Ника Веймар. Уютное фэнтези».

Маленьким издательствам я отдаю рукописи, которые не подходят «ЭКСМО» по объемам — не все сюжеты стоит растягивать на 400–500 страниц. Иногда проще придумать новые.

Софья Соломонова: «Задача текущего момента — добиться известности»

Российские издатели нашли замену Стивену Кингу. Это авторы романтических историй 16+
Фото: предоставлено 66.RU героиней публикации

— «Сумерки Баригора» — мой первый роман, который вышел в крупном издательстве «АСТ». Рукопись я отправила на общую редакционную почту и даже получила ответ, что случается не так часто.

Я сразу понимала: выпуск книги — это бизнес и для автора, и для издательства. У меня есть интеллектуальный продукт, который я готова продать за определенную плату. Задача издателя — напечатать книгу, дистрибутировать во все сети и интернет-магазины, с которыми он сотрудничает, и пересылать мне деньги.

Мне предложили хорошие условия для начинающего автора. Первый тираж — 2,5 тысячи экземпляров. Не как у Пелевина, конечно, но я, наверное, еще не родилась, когда он свою первую книжку выпустил. Когда-нибудь мои тексты тоже станут бестселлерами.

Политика издателей в последние годы изменилась. Раньше нужно было сильно отличиться, чтобы твою рукопись прочитали и поверили в ее коммерческий успех. Сейчас автору стало проще привлечь внимание и получить напечатанную книгу. А дальше издатель будет смотреть — что пользуется спросом, то и будет продвигать.

Продвижение книги во многом зависит от автора.

Я всегда знала, что мне придется вкладываться в раскрутку своих книг. Задача текущего момента — добиться известности. Я использую для этого соцсети и стараюсь находить любые способы публичности, чтобы о книге и ее авторе было слышно из каждого утюга — вот моя стратегия. Сотрудничаю с блогерами — среди них есть люди, способные заинтересовать в книге свою аудиторию. Читаю лекции в библиотеках, участвую в литературных фестивалях, когда предоставляется возможность.

Пробую выпускать книжные сувениры, хотя не очень понимаю пока, как это работает, но мне хочется расширить круг читателей за счет материальных предметов. Нашла мастерскую, где по заказу изготавливают парфюм, набросала им общую идею, и они мне сделали духи, отсылающие покупателей к роману. Когда бы я этим еще занялась, если бы не книга?

Для меня деньги, потраченные на продвижение книг, — это инвестиции в мой личный бренд. Я верю, что постепенно он начнет работать на меня и приносить в том числе финансовый результат. Сейчас мне нужно выделиться среди сотен и тысяч таких же, как я. Есть ведь еще сетевая литература — там бесконечное количество людей, производящих примерно такой же контент. И пока я не наработаю багаж узнаваемости, мне придется вкладывать больше, чем я получаю взамен. Но в долгосрочной перспективе это должно сработать.

Что еще почитать? Другие истории писателей: