Моряки и летчики были главной ролевой моделью последнего советского поколения. Это их воспевал Крапивин и призывала любить группа «Браво», про них рассказывал в своих первых моноспектаклях Гришковец.
Несмотря на европейское и буржуазное происхождение, литератор и авиатор Антуан де Сент-Экзюпери был частью этого романтического культа. Практически наравне с Маресьевым и капитанами Каверина. В библиотеках и книжных магазинах можно было найти его «Планету людей» и «Ночной полет». Но чтение это было не из легких, так что большинство ограничивалось сказкой про маленького принца.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Тем советским детям, которые сделали над собой усилие, сегодня проще. Ведь «Сент-Экс» (это прозвище писателя, так фильм называется в оригинале) во многом основан на материале «Планеты» и еще более ранних произведениях французского летчика, написанных им в начале 1930-х, когда он летал вдоль Кордильер и развозил почту по горным аргентинским деревушкам.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Полноценным байопиком «Сент-Экс» не назовешь — сценарий охватывает только несколько дней из жизни писателя. Правда, довольно насыщенных. За 1 час 38 минут экранного времени Экзюпери дважды попадет в авиакатастрофу, утопит один самолет, разобьет второй, угодит под поезд, в снежный буран и песчаную бурю. А еще тут его играет Луи Гаррель («Мечтатели», «Офицер и шпион», «Три мушкетера»), который совсем не похож на легендарного писателя.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи, 2003 год, Великобритания, Франция, Италия |
Впрочем, последнее скорее плюс. Никогда еще Экзюпери не был таким харизматическим красавцем и так не соответствовал образу героического летчика с непокорными кудрями и легким длинным шарфом, развевающимся на ветру.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вместо прекрасной дамы, которую следует от чего-нибудь спасать такому характерному протагонисту, у Экзюпери-Гарреля — Венсан Кассель. Тут аргентинский режиссер и сценарист Пабло Агеро строго следует текстам оригинала. А в «Ночном полете» и «Планете людей» искать посреди пустыни и вытаскивать из злоключений Сент-Эксу и его коллегам приходилось в основном друг друга. Из-за сложных погодных условий и несовершенства конструкции своих легких самолетов пионеры авиации частенько падали и страдали от полученных травм, нападений враждебных туземцев, холода, жары, жажды и голода. И рассчитывать могли только на своих друзей-летчиков.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В начале фильма пилот Анри Гийом, которого играет Кассель, спасает Экзюпери-Гарреля. Но в следующей сцене терпит бедствие сам. И теперь уже Сент-Экс должен ответить любезностью на любезность и вытащить друга из передряги.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Прекрасная дама там тоже есть. И на ее роль даже взяли Диану Крюгер, которая играла Елену Троянскую в «Трое» и Бриджит фон Хаммерсмарк в «Бесславных ублюдках». Но в целом она в безопасности. Поскольку работает диспетчером в небольшой авиакомпании «Аэропосталь» и по сценарию должна находится на земле и мучиться от неизвестности, пока «братья-пилоты» Кассель и Гаррель где-то там совершают подвиги, преодолевая шторма.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Геройствует, в соответствии с заголовком фильма, Сент-Экзюпери. Кассель тут скорее приглашенная звезда, что-то вроде свадебного генерала. Он ненадолго появляется в начале, а все остальное время где-то там за горизонтом, притягательный, но недосягаемый.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
По плану сценариста, Экзюпери/Гаррель не такой крутой пилот, как Гийом/Кассель. И самолет у него не такой прокачанный. Так что многочисленные злоключения для Сент-Экса еще и точка роста. Чтобы спасти товарища, ему нужно преодолеть себя, прыгнуть выше головы, стать лучше. И написать об этом.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Судя по всему, в Европе и Аргентине читатели тоже в основном знакомы с творчеством Экзюпери по «Маленькому принцу». Поэтому пишет Антуан именно его, включая в текст будущего суперхита аргентинских мужчин, женщин и детей, которых встречает в ходе поисков друга. Тут будет и лисенок и роза. А вот кто из двух путешественников-авиаторов сам «маленький принц», понятно не вполне. Да это и неважно. Главное — процесс, сам полет, поиски и приключения.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Пабло Агеро не пытается изобразить конкретного Экзюпери, который, по сравнению с волооким красавчиком Гаррелем, выглядел довольно прозаично, а создает образ из романов. Он показывает нам Сент-Экса-мечтателя, выдуманного, идеализированного авиатора и литератора, который ищет дорогу к сердцам своих будущих читателей.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Для тех из них, кто дочитал тогда «Ночной полет», это, конечно, настоящий подарок. А для всех остальных тут есть бескрайняя сельва, жгучие пески и снежные вершины. Гаррель и Кассель, летящие на своих винтажных бипланах сквозь снега и метели. И Елена Прекрасная, которая ждет их обоих дома.
Удачного просмотра.