Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»

27 января 2025, 09:45
Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах официально показывают юбилейный сороковой фильм режиссера Стивена Содерберга, в котором он также выступил оператором, монтажером и заменил ведущего актера.

В отличие от Тарантино, который снимает свое кино в единственном жанре собственного изобретения, голливудский режиссер Стивен Содерберг любит экспериментировать и охотно пробует свои силы в полярно противоположных направлениях и стилистиках. Возможно, еще и поэтому он намного более плодовит, чем его звездный коллега.

Квентин и Стивен — ровесники и начали карьеру в Голливуде практически синхронно, в конце 1980-х. Вот только Содерберг за это время снял 40 полнометражных фильмов, а Тарантино все еще бьется над сценарием десятого.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Фото со съемок фильма «Однажды в Голливуде», режиссер Квентин Тарантино, 2019 год, США

Содерберг стартовал с байопика Франца Кафки. «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за «Секс, ложь и видео» он получил еще в 1989-м. А в 2000-м взял режиссерский «Оскар» сам (за «Трафик») и помог получить высшую актерскую награду Джулии Робертс (в том же 2000-м Содерберг снял фильм «Эрин Брокович», где Джулия играла главную роль). После этого он успешно совмещал работу в суперблокбастерах (трилогия про друзей Оушена) с новаторскими авангардными мокьюментари «Во всей красе», «Пузырь» или «Девушка по вызову» (с Сашей Грей в главной роли). Невозможно поверить, но такие разные проекты, как «Хороший немец», «Че», «Больница Никербокер», «Удача Логана», «Не в себе», «Кими» и «Заражение», снял один и тот же человек, и это тоже Содерберг.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Траффик», режиссер Стивен Содерберг, 2000 год, США

Однако в том, что маркетологи называют «построением личного бренда», Тарантино явно опережает Содерберга. Яркий, эпатажный и скандальный Квентин превратил собственную персону в главное УТП своих фильмов. На Тарантино идут в кино вне зависимости от того, кто там играет. Содерберг наоборот — предпочитает оставаться в тени, оставляя место на постере актерам. Хотя зачастую выполняет намного больше работы над фильмом, чем Тарантино. Довольно часто он не только пишет сценарии, но сам снимает и монтирует.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Фото со съемок фильма «Одиннадцать друзей Оушена», режиссер Стивен Содерберг, 2001 год, США

Эта содерберговская интровертность вышла на новый уровень в его очередном дерзком эксперименте. На уровне синопсиса «Присутствие» — типичный ужастик про дом с привидениями. Ну вы знаете: некая семья переезжает в старинный мрачный дом, где когда-то произошло что-нибудь жуткое. А через некоторое время они и сами начинают страдать из-за паранормальной активности мстительного призрака. Просто уйти они по разным причинам не могут и вынуждены как-то договариваться с привидением или сражаться с ним до последней капли крови: приглашать экзорцистов, штудировать Библию, использовать кресты, серебряные пули, осиновые колья и все такое прочее.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Другие», режиссер Алехандро Аменабар, 2001 год, Испания

Но Содерберг избавляет зрителей от дежавю. Он разворачивает игру и снимает весь фильм от первого лица. Лица привидения. С главным героем, которого никто не видит и не слышит, а ощутить то самое его «присутствие» могут только особо одаренные.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Кастинг на роль невидимки проводить не стали — Содерберг изображал его сам, бегая по дому с камерой за своими актерами в специальных тапочках, чтобы зрители не слышали в кадре, как этот «бесплотный дух» на самом деле топает.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

История привидения начинается как история обеспеченного американского семейства. В первые минуты призрак, так же как и зритель, дезориентирован, он не может понять, что происходит и зачем он здесь. Но постепенно, получая от других персонажей все больше информации, входит в курс дела.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Как и многие другие семьи, эта находится во власти строгой, контролирующей матери. Ее роль досталась Люси Лью («Ангелы Чарли», «Убить Билла»). Ни в чем ослушаться супердоминантку не могут ни дети-подростки (Эдди Мэдей и Каллина Лян), ни могучий и бородатый, но со всем согласный муж (Крис Салливан).

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря, а возможно, и благодаря жесткому контролю, семейство разваливается изнутри. Дети ненавидят друг друга. Муж втайне от жены консультируется с адвокатом. Да и под властной мамашей земля горит — из-за каких-то финансовых махинаций ею уже давно серьезно интересуются в налоговой. Дом в нескольких шагах от того, чтобы превратиться из «моей крепости» в «юдоль скорби». Может быть, некое жуткое событие еще не произошло и мы сейчас наблюдаем за тем, что приводит к подобным трагедиям?

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Содерберг умело нагнетает напряжение. Мелодрама о дисфункциональной семье под бдительным надзором вездесущего призрака трансформируется в триллер. Вот только развязку Стивен стилизует не под классиков Хичкока или Клузо, а заимствует из «Деток» Ларри Кларка.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Ловко жонглируя жанровыми клише, Содерберг превращает архетипическую историю в уникальный эксперимент. Невидимый главный герой становится зеркалом для распадающейся семьи, обнажает трещины в их отношениях, разрушает иллюзию их благополучия.

Привидение с киноаппаратом. Павел Матяж — о фильме «Присутствие»
Фото: kinopoisk.ru

Тарантино в этой ситуации наверняка бы просто залил весь дом кровью. Но Содерберг выбирает более тонкую игру. В его руках типовой ужастик перевоплощается в глубокую психологическую драму. А сам Стивен доказывает всем, что к сороковому фильму его режиссерский взгляд по-прежнему свеж, оригинален и способен увлечь зрителя.

Удачного просмотра.