Важный дисклеймер: автор текста — мой друг, но это не значит, что я буду излишне мягок или, наоборот, показательно жесток в отзыве на его последний роман. Клянусь объективно рассказать и о сильных, и о слабых сторонах текста. Сильных, на мой взгляд, больше, но давайте обо всем по порядку.
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Попробуем разобраться с жанром
«Башня тишины» — это приключенческое фэнтези, частично классический роуд- и бадди-муви, все это в восточном сеттинге, на материале из зороастризма и мифологии всех живущих в этом (Азербайджан) регионе народов.
Вот объяснил вам, и самому понятнее стало. Хотя, несмотря на такое обилие элементов, я бы назвал текст просто классическим бодрым боевичком. И даже вспомнил голливудский фильм, с которым у этой книги много общего, — «Пуленепробиваемый монах» с Чоу Юнь Фатом.
О чем история
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В новом романе Рагима Джафарова все крутится вокруг транскаспийской нефтяной компании. Большие криминальные разборки, передел имущества и все такое. В ход идут подставы, обманы, убийства, аресты и, неожиданно, брак по расчету, точнее, даже династический брак. Для этих целей и понадобился живущий в Москве маг-шарлатан, победитель известного шоу экстрасенсов — Руслан. Единственная правда в выстроенном им сценическом образе — то, что он реально слепой.
Всю эту чародейскую кухню Джафаров показывает изнутри. Его персонаж зарабатывает частными заказами — составить гороскоп, приворожить, отворожить, вступить в контакт с духами мертвых. Медийная активность помогает мошеннику косить неплохие бабки.
Живет Руслан один, если не считать породистого кота, и как будто всем доволен, но уже на первых страницах романа вынужден проститься с этим комфортным миром. Его похищает и увозит на родину — в Азербайджан — прекрасный колоритный персонаж — Дауд. Они отправляются в Баку, где отец Руслана — очень богатый человек, миллиардер — предлагает ему жениться на дочери другого миллиардера. Тот самый брак по расчету.
Свадьба мага-шарлатана — это план Б. Изначально замуж хотели выдать сводную сестру Руслана, но она внезапно исчезла. Вместе с Даудом экстрасенс берется за поиски сестры — их ждет много приключений — погони, взрывы и даже зороастрийская магия.
Давайте по критериям.
Идея
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Коль произведение сюжетное, то идея в нем скорее воспринимается как приятный бонус. Если не притягивать за уши, я не заметил идеи, которая шла бы с нами под руку на протяжении всего текста. Было кое-что насчет судьбы, про грань мистики и реальности, но не буду спойлерить и умничать. Контрольный вопрос всегда такой — как книга пытается вас изменить? «Башня тишины» — никак. Пусть эта история останется для читателя классической попыткой борьбы добра со злом.
Вместо идеи возьму козырь — сильнейшую сторону текста — оригинальность. Задачу перенести читателя в другой мир автор выполнил просто эталонно. Сюжет раскручивается на контрасте: вот московская квартирка Руслана, и через пару страниц вы уже в Баку. При этом «Башня тишины» даст вам очень интересный опыт. Я не сразу понял, почему герой описывает мир на ощупь, на слух, на запах. Когда выяснилось, что он слеп, вся концепция собралась. Получается интересно — читатель в каком-то смысле тоже слеп и вынужден доверять описаниям автора.
Слепота главного героя создает двойной эффект. Прекрасное, свежее и оригинальное решение вкупе с приключениями в незнакомой стране. Читателя увлечет и новая реальность, и способ, которым главный герой ее объясняет.
Атмосфера
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Ее во многом определяет восточный сеттинг и слепота главного героя. Слушателям аудиоверсии проще представить себя на его месте. Читателям придется включить фантазию, чтобы ощутить эту клаустрофобию и беспомощность перед иррациональными угрозами, от которых не спасет и огнестрельное оружие. Герою предстоит биться башкой о низкие потолки и спотыкаться о древние ступени. Попробуйте завязать себе глаза и подняться на несколько этажей, чтобы, остановившись у своей двери, почувствовать присутствие неизвестного человека, а может, и не человека вовсе, с которым вам не хотелось бы встречаться. Из таких моментов и соткана атмосфера «Башни тишины».
Кстати, Рагим Джафаров — синестетик, как и его герой. Звуки для синестетиков могут иметь цвет, буквы — запах, а тактильные ощущения вызывать ассоциации с визуальными формами.
Персонажи
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Книги писателей, даже классиков, нравятся нам неодинаково, но мы всегда замечаем их сильную сторону — то, что у автора получается хорошо. Я не большой фанат самой известной книги Джафарова «Сато», и мне не все нравится в романе «Его последние дни». «Башня тишины» — совсем другая история. Могу подтвердить — вне зависимости от того, какую книгу пишет Рагим, персонажи в ней будут яркие. Почти киношные.
Интересные люди ведут здесь интересные разговоры. По моему скромному мнению, диалоги удаются автору лучше, чем многим современным мастерам художественного слова. И что еще важно, Джафаров показывает своих персонажей в развитии. Это непременное кинематографическое правило. Возможно, некоторые писатели сейчас закатят глаза, но такой прием отлично работает в литературе — каждая сцена должна двигать сюжет и развивать героя.
Язык
Джафаров — противник долгих предисловий. Любой его текст сразу погружает читателя в гущу событий, во многом благодаря хорошему литературному языку. В тексте есть мат, но он всегда оправдан. Есть прекрасный черный юмор, характерный для автора и в реальной жизни (за что я иногда его осуждаю). Возможно, в речи рассказчика мне не хватило хитрых восточных узоров, Азербайджана, мистики. Другие читатели, наверное, посчитают это преимуществом.
Сюжет
![]() Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Если вас злило, что я сижу и нахваливаю своего коллегу, то вот сейчас мы отыграемся. Поставим на весы некоторые проблемы романа. Они целиком и полностью в сюжете. Да, для сюжетного текста это необычно. Но давайте вспомним, о чем мы говорили выше — Джафаров мастерски работает с каждой отдельной сценой, более того, изначально «Башня тишины» была аудиосериалом — автор поделил текст на эпизоды. Однако если сделать пару шагов назад (или вспомнить о тексте через неделю), я почти уверен, что запомнится первая — более сбалансированная часть. Во второй части, где масштабы происходящего растут, плотность информации увеличивается. И это, как мне кажется, обусловлено форматом аудиосериала.
События, вроде бы связанные между собой, движутся к финалу, но я как читатель задаюсь вопросом — как герои камерного приключенческого фэнтези дошли аж до… Впрочем, не буду спойлерить.
Возможно, для баланса тексту не хватает 50–100 страниц, чтобы все заработало как единый механизм. Это помогло бы сделать переходы более плавными, и у автора было больше возможности погрузить нас в мистическую реальность. Последняя треть сгущается слоями из мифологии и мотивов всех персонажей настолько, что в финале происходит классическая битва всех со всеми. Автор спешит развязать все узелки: у одних персонажей начинают палить развешанные в воздухе ружья, другие пытаются убиться без особой на то мотивации. Ты будто ощущаешь, как писатель пытается схлопнуть только-только разогнавшуюся историю. Эх, хотелось бы больше восточного, зороастрийского, магического!
Сейчас же мы будто заглянули за завесу реальности, удивились и ушли.
Ой, знатно отдушнил! Теперь давайте посчитаем:
- Оригинальность — 8,7
- Атмосфера — 7,7
- Персонажи — 7,6
- Язык — 8
- Сюжет — 7,4
- Итог — 7,88 из 10
«Башня тишины» — по-настоящему развлекательный роман: легкий, бодрый и веселый. Возможно, это текст не для тех, кто ищет литературу, создающую большие смыслы. Пожалуй, в разговоре об Азербайджане, о традициях, о семье мне бы хотелось получить больше информации, которую я мог бы обдумывать в последующие вечера. С другой стороны, «Башня» открывает нам совершенно новый мир. Для меня это особенно ценно не только потому, что это довольно редкое свойство российской литературы, но еще и причина успеха моей дебютной книги. Я рассказывал читателям о современной Махачкале словами школьника, а Джафаров переносит нас в Баку вместе со слепым магом-шарлатаном.
Рост автора от книги к книге очевиден, и очевиден выход из психологизма в поисках новых тем. Через острый, смешной и дерзкий голос — свой голос — автор раскрывается.
А у «Башни тишины» был и остается потенциал раскрытия мира в духе «Лисьих бродов» Анны Старобинец — одного из лучших жанровых текстов последних лет с множеством второстепенных персонажей и проработанной мифологией мира. При любых раскладах это редкий представитель качественной приключенческой прозы в нашем литературном пространстве.