Для граждан страны, уже почти 80 лет живущей в страхе уничтожения в атомной войне, киношники Советского Союза и Российской Федерации удивительно мало публично рефлексировали по этому поводу. С 50-х годов прошлого века постапокалиптическое кино США, Великобритании, Франции, Италии, Канады, Японии, Кореи и даже Австралии бурно развивалось, переживало взлеты и падения, периоды взрывной популярности и зрительской апатии, создавало вневременные жанровые шедевры и каких-то нелепых мутантов. А СССР, который охотно соревновался с Западом в производстве вооружений и запуске космических аппаратов, в этом процессе не участвовал вовсе. Постапокалипсиса, так же как и секса, у нас не было.
Советским кинорежиссерам удалось сделать три фильма на тему: «Письма мертвого человека», «Посетитель музея» и «Псы». Все они были сняты в угаре перестройки в период с 1986 по 1989 год, посвящены ядерной войне и ее последствиям и давали таким образом выход коллективному бессознательному (и сознательному) ужасу перед «мирным атомом», скопившемуся в советских людях за годы тоталитаризма.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Письма мертвого человека», режиссер Константин Лопушанский, СССР, 1986 год |
У российских киноспециалистов XXI века в этом зачете на один фильм больше: «Аванпост», «Вратарь галактики», «Обитаемый остров» и «Танцы насмерть». Найти тут какой-то общий знаменатель несколько сложнее. Стилистически, идеологически и экономически это очень разные истории. Единственное, что их объединяет, — грандиозный кассовый провал. И вольная экранизация Стругацких от Федора Бондарчука, и дорогущий, снятый на государственные деньги ролик Министерства обороны от Ильи Куликова, и «Танцы насмерть», и «Вратарь галактики» чудовищные настолько, что удостоились персональных кинообзоров от Бэдкомедиана, не смогли привлечь в кино хоть сколько-нибудь серьезное количество зрителей и ушли в жестокий минус.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Аванпост», режиссер Илья Куликов, Россия, 2019 год |
Впрочем, тут отечественные киноделы в хорошей компании. В прокате провалилась и «Фуриоса» от живого классика жанра Джорджа Миллера, и знаменитая в узких кругах «Дорога» с Вигго Мортенсеном, и один из величайших постапокалиптических фильмов в истории — «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. А легендарный «Водный мир» Кевина Костнера провалился так эпично, что на долгие годы стал символом финансовой катастрофы и только каким-то чудом не похоронил вместе с собой кинокомпанию Universal.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Водный мир», режиссер Кевин Рейнольдс, США, 1995 год |
Снимать постапокал в этой ситуации и всерьез рассчитывать на прибыль может только непуганый романтик с бесконечным запасом слабоумия и отваги. И такой человек нашелся. Клипмейкер и телеграм-блогер Максим Шишкин в юности торговал пиратскими дисками, долгие годы вынашивал идею дебютного полного метра и смог заразить своим энтузиазмом такого прагматичного продюсера, как Вадим Верещагин («Холоп», «Чернобыль», «Сто лет тому вперед», «Текст», «Стрельцов» и еще примерно 60 российских фильмов только за последние пять лет).
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Верещагин, со своей стороны, смог обеспечить «Последнему ронину» главное — новогодний прокат. В любое другое время любой российский фильм с возрастным рейтингом 18+, особенно если это не ремейк старой советской классики с бывшими кавээнщиками в главных ролях, обречен. А тут, может, и выгорит — за десять дней тотального безделья, алкоголизма и разгильдяйства кто-нибудь да и заглянет на огонек, хотя бы в знак протеста против засилья ремейков и детсадовских киносказок.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Тем более что и внешнеполитическая конъюнктура располагает. Каждая следующая речь президента актуализирует постапокалиптическую тему с новой силой. Если в нулевые и десятые разглагольствования телевизионных пропагандистов про радиоактивный пепел еще можно было воспринимать с иронией, то в середине 2020-х, когда первое лицо ядерной супердержавы официально заявляет, что «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут», уже никто не смеется.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
И вот в самый новогодний прайм-тайм, на все длинные новогодние выходные, во всех кинотеатрах страны, параллельно с «Волшебником Изумрудного города» от того же Верещагина выходит полноценный художественный фильм, который начинается со взрыва атомной бомбы и крупного плана глаза, сгорающего и лопающегося от запредельных температур этой апокалиптической детонации.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Потом закадровый текст сообщает зрителям об атомной войне, уничтожившей большую часть людей, городов и достижений цивилизации и превратившей горы, леса, реки и озера в выжженные пустыни. После сотни лет анархии и глобальной войны всех против всех человечество вернулось в каменный век. И тогда немногочисленные потомки выживших смогли договориться между собой о хрупком перемирии.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Ну или не совсем. На самом деле персонажи фильма только и делают, что убивают друг друга. За первые пять минут главный герой, который иногда называет себя Ронин, пронзает своей катаной пять человек. Включая самого Тихона Жизневского.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хотя по статусу Жизневский тут главная звезда. По крайней мере, в моменте. Ну да, Колокольников играл у Кристофера Нолана, Майкла Бэя, Бениоффа с Уайссом, Серебренникова, Хомерики, в «Крейвене-охотнике» и «Мастере и Маргарите», но в основном в эпизодах. А Тихон уже года три как снимается исключительно в главных ролях в топовых коммерческих блокбастерах. Он и майор Гром, и Трубадур, и Волох из «Внутри убийцы». Но, несмотря на все это, убивают его в первой же сцене. Намного раньше, чем персонажа Гэри Олдмана из «Настоящей любви», которого Жизневский старательно косплеит.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вообще, в том, что касается косплея, разных оммажей, цитат и пасхалок, создатели «Последнего ронина» не устают демонстрировать свою эрудицию. Все два часа фильма они воспроизводят голливудский постапокалиптический канон практически покадрово. Цитаты из «Терминатора 2», «Киборга», «Безумного Макса 2», «Шестиструнного самурая», «Книги Илая», Fallout, Last of us и «Игры престолов» (это, видимо, от большого уважения к Юрию Колокольникову) сыплются на зрителей, как нескончаемый дождь. Каждый кадр, деталь костюма, нота саундтрека, реплика или драка тут откуда-то заимствованы. Хотя некоторые, понятное дело, переработаны с учетом экономических реалий российского кинопроизводства 2024 года. По многим позициям наше современное кино еще только догоняет голливудские аналоги из 1980-х. Причем не «Звездные войны», а, скорее, «Америку 3000».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Америка 3000», режиссер Дэвид Энгелбах, США, 1986 год |
В защиту режиссера Шишкина и его продюсеров надо сказать, что они вполне осознают свою роль и место в истории кино и постапокалиптического жанра в частности. И чтобы дополнительно заострить на этом внимание, на полном серьезе вели переговоры о роли главного злодея «Последнего ронина» с Жан-Клодом Ван Даммом. Эксцентричного пустынного диктатора по кличке Король, восседающего на троне из расплавленных автоматов Калашникова в короне из золотых патронов калибра 7,62, должен был сыграть легендарный бельгийский кинокаратист, звезда «Киборга», «Самоволки», «Универсального солдата» и еще десятка культовых фильмов эпохи видеосалонов. Шишкин даже текст для него написал на языке Вольтера с Бодлером.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Киборг», режиссер Альберт Пьюн, США, 1989 год |
Правда, потом что-то пошло не так, и Жан-Клод не приехал. А монологи переписывать не стали. И в итоге ни в чем не повинный российский актер Даниил Воробьев из «Триггера» шпарит по-французски, сидя в вандаммовской короне и на вандаммовском троне. Выглядит и звучит это безумно, конечно, но не безумнее, чем все остальное.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Самое главное — не воспринимать «Последнего ронина» слишком серьезно. Пропускать мимо ушей абсолютно все диалоги. Не обращать внимания на актерскую игру. Стараться не разглядывать слишком внимательно костюмы и декорации. И не пытаться сравнивать «Ронина» с «Дорогой ярости», «Терминатором», «Матрицей», «Планетой обезьян», «Побегом из Нью-Йорка» и другими настоящими постапокалиптическими фильмами из первой десятки. Или лучше двадцатки. Если соблюдать эти простые правила — вполне возможно получить от фильма несколько специфическое удовольствие.
Удачного просмотра.