— «Вегетация» — роман, вероятно, самого успешного в России писателя Алексея Иванова. Мы знаем его как автора литературных блокбастеров — большинство из них в разное время экранизировали.
Попробуем разобраться, удался ли Иванову новый роман и что такое литературный блокбастер.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Главный из них, наверное, в том, что книга способна привлечь широкую аудиторию. По мне, так «Вегетация» это уже доказала.
Автор предлагает историю недалекого будущего, в котором Россия (как и в других подобных книгах) переживает нелегкие времена. Воюем с Америкой, продались Китаю. Городские (Москва, Питер и прочие) живут своей жизнью, а отдуваются простые бедолаги — бригады лесорубов, работающие в зараженном радиацией, каком-то необычном, почти заколдованном толкиеновском лесу. Ищут особые деревья, за которые платят немалые деньги, а деревья эти перерабатываются в оружие для борьбы с негодяйским Западом. В этом смысле дровосеки — хорошие ребята, патриоты. Зарабатывают как могут и приносят пользу стране.
Другая отличительная черта — это напряженный сюжет, изобилующий действием и нигде не проседающий по динамике. «Вегетация» как раз такая. В придуманном автором постапокалиптическом мире герои решаются на толкиеновский поход к горе Эребор! Шучу, к Ямантау — высшей точке Южного Урала. Собирается довольно разношерстный отряд и, по классике, пробиваясь через опасные преграды, пытается преуспеть в своей экспедиции. Его участникам противостоят разные существа: ожившие механизмы, человекоподобные порождения леса, да и коллеги по работе тоже зарятся на эту гору.
Блокбастер между тем еще и палитра эмоций. В этом смысле мы получим полный набор — любовь, предательства, ненависть, стремление к справедливости и правде.
Конечно, блокбастером произведение называют постфактум, если оно достигло коммерческого успеха. В случае с Ивановым я готов сделать ставку, что «Вегетация» свое возьмет.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Есть у меня и критические замечания, потому что «Вегетация» — произведение не без огрехов. Но перед этим замечу: я чрезвычайно вдохновлен карьерой Алексея Иванова и считаю его успех заслуженным. Он обладает наиредчайшей магией повествования — при любом раскладе напишет годноту, будь то исторический роман, тексты о современниках или нон-фикшн. В России таких авторов немного. Навскидку я бы, может быть, назвал еще Дмитрия Глуховского (Минюст внес писателя в реестр иноагентов, — прим. 66.RU) и Гузель Яхину.
Некоторые упрекают Иванова за то, что свои исторические тексты — «Сердце Пармы», «Золото бунта», две части «Тобола» и «Бронепароходы» — он собирает из одних и тех же кубиков по испытанной временем методике. Но такая предъява кажется странной: Да, я тоже думаю, что схему он отработал, но не уверен, что это плохо. Как вообще можно написать два десятка романов и не создать собственную технологию?
А теперь я попытаюсь честно разобраться, что представляет собой роман «Вегетация». Злобная математика, пришло твое время!
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В последнее время в связи с недостатком в жанровых произведениях идей я начал заменять этот критерий на оригинальность. Тут мне хочется сделать то же самое. При всей многослойности «Вегетация» — произведение скорее жанровое — фантастика, постапокалипсис, дизельпанк и киберпанк. Наш ответ истории про Безумного Макса? При этом автор заявляет серьезные темы — что происходит со страной (в этом смысле «Вегетация» — настоящий актуальный роман), есть важный разговор об экологии (жители Урала, Сибири, Дальнего Востока лучше всех понимают, о чем речь). Еще это произведение о людях, о потере человеческого облика, о животной составляющей и многом другом. В итоге мы говорим о жанровости с идейной составляющей.
Самая сильная часть произведения. Чего-чего, но Алексей Иванов — настоящий демиург. Он никогда не халтурит в том, что касается проработки мира. В созданных им мирах видна и любовь, и настоящая авторская страсть к процессу собирания чего-то масштабного на бумаге.
Его сильная сторона — писать хорошо работающие (то есть те, в которые веришь) миры.
То, как он разрабатывает в «Вегетации» тему «лесной угрозы», как выстраивает вокруг леса большой lore, заставляет верить, что лес — это нечто масштабное, непоколебимое и разумное.
Лес был до людей и будет после них в самых разных формах (тут есть хоррор-составляющая, не буду спойлерить). Эти декорации достойны новых сюжетов, причем любых, даже не связанных конкретно с героями книги. Не удивлюсь, если на базе романа появится игра, сериал, что угодно. Замечу, что Иванов начинал больше 30 лет назад как фантаст — он знает главное правило: произведение становится по-настоящему фантастичным, если сюжет усиливается фантдопущением. Когда они сплетаются и работают с первой до последней страницы вместе. Когда фантдопущение влияет на персонажей.
Мир, созданный автором «Вегетации», живет своей жизнью. Это и постапокалипсис с его разрухой в духе игры Fallout, и приключение с постоянной сменой локаций в духе «Хоббита» или даже «Когнаты» Сальникова, и хоррор-элементы в духе фильмов «Район № 9», «Пираты Карибского моря» и сериала «Одни из нас». Этому миру веришь, едва открываешь книгу, и с каждой следующей страницей он работает на сюжет все лучше и лучше. С первых строк в нас бьет бандитским жаргоном, вайбами из девяностых. И это не прихоть автора, это действительность, в которую читателю придется погрузиться. Вас ждет невеселое приключение со множеством испытаний. Опасности будут подстерегать вас в реальном мире, в мире уральского рабочего класса.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Итак, уральский рабочий класс. Бесхитростно отмечу, что персонажи Иванову удаются. Их характеры проработаны, речь (с обилием мата, а чо?) у каждого героя своя. Некоторые поступки в финале вызывают вопросы, но об этом позже.
Язык «Вегетации» — такой же отточенный, как и в других текстах автора. Возможно, стиль покажется дерзким, резким, потому что герои такие, потому что Иванов описывает страну, у которой явные проблемы с границами — не только государственными, а вообще с уважением к границам других людей. Это отлично передано и в нецензурной речи, и в хлесткой манере рассказчика.
Неожиданно наименее сильная сторона текста.
Я не профессиональный критик, но замечаю, когда с историей что-то не так, когда читаешь книгу и понимаешь — вроде было все, а вроде чего-то и не хватило. Проблема этого романа в сюжете.
Я попросил прочитать роман новейшую GPT, поспорил с ней хорошенько, и мы оба пришли к одному выводу (охренеть, на что стала способна эта штука в анализе произведений!). Сюжет «Вегетации» — бодрый, быстро стартует, ускоряется и замедляется там, где надо. Иванов чувствует темп романа, словно у него музыкальный слух, но в самом финале этого слуха не хватило. У нас есть главная цель, ради которой затеяли весь поход, — Ямантау и его богатства. В течение всего текста мы ждем, что ставки будут расти, но этого не происходит.
Преграды одна за другой рушатся, а герои отбрасывают причину действа всего романа, чтобы вместо нее решить собственную проблему. Ямантау с его «драконьим золотом» оказывается просто фоном, становится не важен, и отсюда разочарование — герои проделали большой путь, который ничего не значил. Хотелось, в общем-то, одного — повышения ставок до запредельного уровня, но получилось наоборот. Думаю, поэтому на специализированных сайтах книге поставили четверку — у кого-то из читателей ожидания не оправдались.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Оценка жанрового произведения очень зависит от симпатии к персонажам и от захватывающего сюжета. Дорогие читатели, будьте готовы — герои «Вегетации» производят отталкивающее впечатление. 80% отрицательных отзывов связаны с этим — с нецензурной речью и бандитскими повадками героев, что в моем понимании нелепо. Мастерство автора как раз в том, чтобы создать достоверных героев, и герои «Вегетации» именно такие. Они делают то, что делают, потому что мир такой (это примерная цитата из книги, и я согласен с ней).
Но чертова литература устроена так, что читатель должен сопереживать персонажам! Влюбляться в них. Иначе получается что-то вроде фильма-катастрофы — зрелище ради зрелища, когда зритель одновременно ждет смертей и желает героям спастись. Ты хочешь, чтобы какие-никакие гадкие, мерзкие, алчные дровосеки уцелели. Это чисто инстинктивное желание. Это не любовь к героям.
Есть еще в тексте голливудские условности: например, группа отправляется в опасный путь, предполагающий много тяжелого физического труда, перестрелок, борьбы с ожившими машинами и со всякой мистической чертовщиной. Мы видим — отряд, направляющийся в Ямантау, наполовину состоит из женщин. Почему? Думаю, мужики сами сумели бы приготовить кашу. Я не готов поверить, что опытный бригадир (классный персонаж Лексеич) взял бы на такое задание кухарок. В общем, в тексте есть ряд моментов, оставляющих вопросы.
И, как я писал выше, хотелось бы повышения ставок до самого конца. Чтобы главная цель оставалась ею до последней страницы. Чтобы было «вау»! Чтобы был Эребор! Только наш, родненький, уральский. Я готов простить автору финал при условии, что он напишет продолжение, в котором мы получим ответы на оставшиеся вопросы.
В любом случае я считаю, что Иванов — единственный автор в стране, производящий продукт мирового уровня — книжный блокбастер. «Вегетация» точно не затеряется среди работ лучших современных фантастических романов мира.
Поверьте, я держу руку на пульсе.