Очередная вариация «Преступления и наказания» от режиссера Владимира Мирзоева («Борис Годунов», «Топи», «Внутри убийцы») вызвала скандальный интерес еще до своей непосредственной премьеры. Дата релиза переносилась четыре раза, причем в последний — с формулировкой «на неопределенный срок». Это вызвало вполне обоснованные подозрения в том, что сериал «положили на полку», так же как «Ампир V», «Капитан Волконогов бежал» и некоторые другие российские фильмы и сериалы последних лет, не допущенные до зрителя Министерством культуры РФ из-за оппозиционных взглядов кого-то из их создателей.
Но еще больший скандал разгорелся, когда сериал все-таки появился на «Кинопоиске». Профессиональные кинокритики и профильные СМИ пока осторожничают, но количество отрицательных пользовательских отзывов превышает все мыслимые пределы.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В едином порыве разгневанные зрители обличают неканоничность экранизации: перенос действия из XIX века в современность, спорный каст, неубедительную актерскую игру, но главным образом сценарий, во всех деталях описывающий проститутские будни Сонечки Мармеладовой, остросюжетный адюльтер с суицидами и убийствами в семействе Свидригайловых и нового персонажа истории — самого Сатану в исполнении Бориса Хвошнянского, который соблазняет и искушает Раскольникова и прочих персонажей романа, одновременно напоминая Аль Пачино и Роберта Дауни-младшего.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сейчас рейтинг «Преступления и наказания» на «домашнем» портале всего 5,8. Меньше, чем у телешоу «Гудбай», нового «Ворона» и второго «Джокера». Но так ли там все плохо, как кажется ортодоксальным фанатам Достоевского?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Надо сказать, что в момент выхода и сам роман вызвал шквал критики. Причем со всех сторон. Консерваторы и поборники нравственности обвиняли Достоевского в излишнем натурализме и чернухе. А либеральная пресса — в том, что, выбрав своими героями студентов, он таким образом бросает тень на всех молодых демократов 1860-х годов, наглядно демонстрируя, как западные идеи могут довести до грабежа, убийства и проституции. Роман был воспринят как скандальный и спорный.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Литературовед и исследователь Достоевского Юрий Карякин считал, что «Преступление и наказание» ставит больше вопросов, чем дает ответов. «Все остальные проблемы остаются нерешенными», — пишет он. «Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? Эти вопросы философский роман Достоевского оставил решать двадцатому веку».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В XX веке роман «Преступление и наказание» стал настолько популярен, что был экранизирован не меньше 60 раз. Первый немой фильм о Раскольникове появился в Германии еще в 1909 году. Семь раз «Преступление и наказание» экранизировали в США, шесть — во Франции, пять — в Великобритании, своя Соня Мармеладова есть в Болливуде, Бразилии, Мексике, Венгрии, Швеции, Италии, Испании и Казахстане. Но больше всего их, конечно, в России. Существуют четыре дореволюционные экранизации, снятый во время хрущевской оттепели фильм Льва Кулиджанова и целых пять версий, сделанных российскими киношниками в XXI веке.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Преступление и наказание», режиссер Лев Кулиджанов, 1969 год, СССР |
В ходе этих множественных постановок действие неоднократно переносилось в современность. Самом известным случаем можно назвать фильм Аки Каурисмяки, который возродил героев Федора Михайловича в Хельсинки в 80-х годах XX века. Режиссер Владимир Мирзоев стал первым, кто отправил Раскольникова и всех остальных в XXI век.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Преступление и наказание», режиссер Аки Каурисмяки, 1983 год, Финляндия |
Впрочем, не вполне. Смартфоны и электросамокаты соседствуют в кадре с вэхаэсными кассетами. А долговые ямы, желтые билеты, горничные, гувернантки и губернии перекочевали в фильм Мирзоева вместе с оригинальными репликами из книги Достоевского. Одетые в худи, кроссовки и джинсы, Раскольников и Разумихин общаются на архаичном русском языке из XIX века. Так делали многие экранизаторы классики. В девяностые был очень популярен фильм База Лурмана «Ромео + Джульетта», совмещавший бессмертный текст Шекспира, гавайские рубашки, кабриолеты и пистолеты.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта», режиссер Баз Лурман, 1996 год, США |
В новом «Преступлении и наказании» старуха-процентщица выдает нуждающимся микрозаемы. Раскольников работает курьером в доставке продуктов. Олигарх Свидригайлов живет в роскошном поместье в Томской области. А дом терпимости, в котором трудится Соня Мармеладова, напоминает стриптиз-клуб из недавней «Аноры».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Персонаж Тень, или Черт, в исполнении Хвошнянского перекочевал в «Преступление и наказание» из «Братьев Карамазовых». Кроме того, в некоторых сценах упоминаются «Бедные люди», «Идиот» и «Двойник», а также произведения и литераторы, называемые филологами «спутниками Достоевского»: Кафка, Хармс, Камю, Заболоцкий, Мандельштам и некоторые другие.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Такое свободное обращение с текстом оригинала делает «Преступление и наказание» похожим на недавнюю экранизацию «Мастера и Маргариты», тоже множество раз перенесенную, едва не отмененную и вызвавшую неоднозначную реакцию у консервативно настроенной публики. Так же как Локшин, Мирзоев, известный своими нестандартными переосмыслениями классических пьес на сцене «Ленкома», «Театра имени Вахтангова» и многих других, и здесь создал не буквальную экранизацию, а авторскую интерпретацию.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Времена изменились, но зло и Дьявол по-прежнему торжествуют на таких же грязных и неуютных, как в середине 1860-х, улицах Санкт-Петербурга. Для яркого и гротескного изображения вечных русских пороков Мирзоев пригласил топовых российских актеров современности: Ивана Янковского («Текст», «Топи», «Слово пацана»), Алену Михайлову («Чики», «Жена Чайковского»), Тихона Жизневского («Майор Гром», «Топи»), Любовь Аксенову («Гроза», «Хождение по мукам», «Глубже»), Юлию Снигирь («Обитаемый остров», «Мастер и Маргарита», «Кровавая барыня»), Викторию Толстоганову («Палач», «Мертвые души», «Казнь»), Владислава Абашина («Завод», «Сторож», «Территория») и других.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
За операторское искусство здесь отвечает Матвей Ставицкий, снимавший «Последнего министра» и «Аврору». Автором саундтрека сериала стал Леонид Федоров из группы «АукцЫон», душераздирающие песни которого добавляют глубины и меланхолии и без того мрачной атмосфере «Преступления и наказания».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Мирзоев намеренно нагнетает и сгущает краски, совмещая классический нарратив Достоевского с вполне современной голливудской драматургией. Ведь без тьмы не может быть света. А не согрешишь — не покаешься.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Окончательный вердикт «Преступлению и наказанию» выносить рановато. «Кинопоиск» разделил сериал на две неравные части. Четыре первые серии были выложены 2 ноября, а оставшиеся шесть появятся в онлайн-кинотеатре 30-го. Так что весь свет, так же как все раскаяние, прощение и воскресение, у героев Достоевского еще впереди.
Удачного просмотра.