Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ходит дурачок по лесу. Павел Матяж — о фильме «Пришелец»

25 октября 2024, 14:10
Ходит дурачок по лесу. Павел Матяж — о фильме «Пришелец»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российский прокат вышел третий полнометражный фильм екатеринбургской студии Red Pepper Film. Русская народная фантастика, смутно напоминающая городские легенды об инопланетянине Алешеньке. С деревней Чусовое вместо Кыштыма.

В 2016-м году небольшое рекламное агентство Red Pepper радикально расширило сферу деятельности и занялось производством фильмов и сериалов. Начав с музыкальных клипов, студия доросла до большого художественного кино и сегодня представляет Россию на международных кинофестивалях.

Будущий сценарист, режиссер и директор компании Red Pepper Film Иван Соснин родился в Кировграде, учился в УПИ и работал в агентстве со студенческих лет. Съемка рекламных роликов увлекла юного металлурга и стала его пропуском в мир кино. К 2024 году 33-летний Соснин стал автором десятков короткометражек, двух сериалов, трех полнометражных фильмов, обладателем наград «Кинотавра» и фестиваля «Золотой орел».

Его творческий почерк и направление художественного поиска довольно узнаваемы. Большинство героев Ивана — аутсайдеры из отдаленных провинциальных городков России. Они передвигаются по нашей необъятной стране, встречают колоритных и характерных соотечественников, попадают в трагикомические ситуации и в ходе этих путешествий раскрываются зрителям. Выясняется, что все они — очень хорошие люди.

Конюх Алеша из маленькой уральской деревушки во многом напоминает учителя географии из «Далекие близкие», вахтовика из «Иванова счастья» и пубертатного подростка из «Юга». Он такой же душевный, трогательный и ранимый. Вот только он никуда не едет. На этот раз история сама приходит к персонажу. Буквально сваливается на него с неба. Ведь, в отличие от трех предыдущих проектов Соснина, «Пришелец» не роуд-муви, а фантастика.

Алеша (Максим Стоянов — «Цой», «Капитан Волконогов бежал», «Гив ми либерти», «Вызов») — деревенский дурачок. Он живет с бабушкой в доме, собственноручно построенном из мусора, и работает на конюшне. В свободное время бродит по деревне, собирая пустые банки, бутылки и пластмассу. А еще ищет контакта со внеземными цивилизациями, сканирует космос с помощью ржавых спутниковых тарелок НТВ+, слышит голоса и рисует на полях гигантские круги.

Старики крутят пальцами у виска, школьники забрасывают Алешу снежками, гопники хохочут и называют «космонавтом». Инаковости бедному юродивому добавляет слуховой аппарат и жуткая история из детства — бабушка нашла его голодного и замерзшего в лесу после того, как мама мальчика пропала там. Она тоже слышала голоса, искала пришельцев, а потом таинственно и бесследно исчезла.

Настоящий пришелец тут, конечно, сам Алеша. Но, скорее всего, он бы так и не понял этого, прожив до самой смерти в своей деревне, строя башню из мусора и взывая к обитателям других планет. Если бы в один пасмурный день вселенная не ответила на его зов. А деревенская драма про дурачка не превратилась в «Планету Ка-Пэкс» на Чусовой.

Знаменитый фильм Иэна Софтли с Кевином Спейси и Джеффом Бриджесом — один из самых очевидных референсов «Пришельца». Кроме того, тут, конечно, чувствуется влияние «Близких контактов третьей степени», «Инопланетянина» и некоторой другой романтической фантастики из 1980-х. Однако в не меньшей степени это похоже на визуализацию городской легенды о кыштымском карлике Алешеньке, которая взбудоражила уральцев в 1990-е, послужила материалом для нескольких телепередач и документальных фильмов и до сих пор остается предметом исследований безумных энтузиастов.

В руках сценариста Соснина история несколько трансформировалась, но не настолько, чтобы стать совсем неузнаваемой. Пришелец Алешенька, найденный бабушкой в лесу, не умирает в младенчестве, а живет с ней и другими землянами в глухой уральской деревушке, не зная о своем внеземном происхождении, пока соплеменники из других миров не возвращаются за ним, чтобы забрать с обреченной и умирающей Земли в далекий космос. Домой.

Для несколько приземленного обычно Соснина это определенно прорыв и новый поворот с бесконечной кольцевой, по которой он наматывает круги по стране последние несколько лет. Да и кыштымский карлик давно уже заждался экранизации. Локальные патриоты и краеведы должны быть просто счастливы. Тут и роскошные виды села Чусовое (живописная деревня не в первый раз привлекает киношников, но, пожалуй, впервые представлена так объемно), и другая уральская жемчужина — Дом из мусора, снятый командой Соснина под Новоуральском, и аутентичные актеры из екатеринбургских театров (Сергей Федоров, Татьяна Голубева-Сумарокова), задействованные во второстепенных ролях. Для малобюджетного фильма, снятого буквально на коленке за 15 смен крохотной екатеринбургской студией, количество достоинств «Пришельца» просто зашкаливает.

Есть у фильма и недостатки. При желании можно придраться и к выбору актера на роль Алешеньки, и к одномерности второстепенных персонажей, и к некоторой предсказуемости сценария в целом. Но кому все это нужно, когда прямо на глазах у изумленной публики происходит настоящее чудо — во время тяжелейшего кризиса, без какого-либо намека на господдержку или газпромовских спонсоров, на большие экраны выходит авторская фантастика российского производства и отличного качества, самобытное, колоритное, крутое кино, за которое не стыдно.

Удачного просмотра.