Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»

23 сентября 2024, 12:41
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратские стриминговые сервисы уже переведена и выложена первая серия нового сериала от HBO, DC и Warner bros. о тяжелой жизни готэмских мафиози. В главной роли Колин Фаррелл.

Бэтмен появился на страницах дешевых мужских журналов времен Великой депрессии не в одиночестве, а в шумной компании готэмских макаронников. Лаки Лучано, Джон Торрио, Аль Капоне и другие итало-американские бандиты, терроризировавшие Соединенные Штаты в 1930-е, получили от авторов комиксов другие имена и фамилии, но сам их облик и суть преступной деятельности оказались на страницах иллюстрированных изданий практически без изменений.

Мафиози и стали основными, исконными врагами Бэтмена. В комиксах Темный рыцарь позиционировал себя как борца с организованной преступностью, а на Джокера, Загадочника, Двуликого и прочих психопатов в масках отвлекался лишь постольку поскольку, в моменты, когда война с мафией по каким-то причинам затихала.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Бэтмен», режиссер Тим Бёртон, 1989 год, США

В 1930-е, во времена действия кодекса Хейса, за несколько лет до появления первых нуаров, бандиты однозначно представляли силы зла. В кадре они только и делали, что убивали и грабили невинных людей на потребу своим черным душам. Бэтмен, потерявший родителей в ходе одного из вооруженных ограблений, обрушивался на этих негодяев с ветхозаветной яростью, не вызывавшей никаких вопросов.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Темный рыцарь», режиссер Кристофер Нолан, 2008 год, США

Сегодня такое возможно только в «Бэтмене» или подобных историях, основанных на комиксах, нарисованных в 1930-е годы. А в остальном жанр криминального фильма, полицейского боевика или детектива очень сильно изменился. После «Крестного отца», «Славных парней», «Казино», «Лица со шрамом», «Пути Карлито», «Донни Браско», «Клана Сопрано», «Подпольной империи», «Острых козырьков» и так далее вплоть до «Бригады» и «Слова пацана» довольно сложно представить себе на экране по-настоящему плохого бандита. Ведь зрители с 70-х годов прошлого века в курсе всех их дел, знакомы с мамой, братьями и сестрами, женами, любовницами, детьми, племянниками, а также соседями, коллегами и семейным психологом.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Клан Сопрано», шоураннер Дэвид Чейз, 1999 год, США

Авторы «Пингвина» направляют свой сюжет по этой широкой, обильно унавоженной трупами крыс и продажных копов колее. Бэтмен вскользь упоминается в каком-то новостном репортаже в начале первого эпизода, но потом исчезает из сериала и оставляет Готэм на растерзание итальянским мафиозным кланам. В рамках бэтменианы такой разворот на 180 градусов к замку Уэйнов задом выглядит экстравагантно, но в целом для HBO, поставившей производство сериалов про бандитов на поток, типичен и ожидаем.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Освальд Кобблпот, которого на улицах зовут просто Оз, тут в главной роли. Зритель видит все его глазами и, судя по всему, должен будет пройти вместе с Оззи трудный путь становления криминального лидера. Устранять конкурентов, искать стукачей, проворачивать разные темные делишки и с каждой минутой и серией забираться все выше в преступной иерархии Готэма.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

В первой серии шоу напоминает фанатам Бэтмена о расстановке сил, сложившейся в городе после перезагрузки франшизы в рамках фильма Мэтта Ривза 2022 года. Суперзлодей Загадочник убил криминального босса Кармайна Фальконе. Глава конкурирующего мафиозного клана усилиями комиссара Гордона и Бэтмена оказался в тюрьме Блэкгейт. В преступном сообществе образовался вакуум, который и надеется заполнить Пингвин. Помешать ему могут дочь Фальконе София (Кристин Милиоти — «Клан Сопрано», «Волк с Уолл-стрит»), как раз вышедшая на свободу после десяти лет терапии в лечебнице Аркхем, и Сальваторе Марони (Клэнси Браун — «Звездный десант», «Горец», «Побег из Шоушенка»), который продолжает управлять своей империей из тюремной камеры.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Однако есть и другие проблемы. Во-первых, Колин Фаррелл — не итальянец. Его довольно непросто воспринимать в роли «славного парня», члена сицилийского преступного клана, который вознамерился стать боссом всех боссов в дисишной вариации Нью-Йорка. Тонны грима и внушительный протез не превратят его в Джо Пеши, Роберта Де Ниро или хотя бы Джеймса Гандольфини. В самой формулировке, с которой маркетологи HBO преподносят «Пингвина», называя его «Кланом Сопрано» из Готэма», есть некоторое преувеличение, натяжка.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Кроме того, для сериала про итальянскую мафию, которым хочет казаться «Пингвин», тут уж очень много времени уделено женщинам. В «Крестном отце» или «Славных парнях» девчонок тоже было немало, но там сценаристы не заставляли их всерьез воевать с Сантино Корлеоне или Полом Сисеро.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Шоураннерка «Пингвина» Лорен Лефранк («Агенты «Щит») попыталась усилить свою историю за счет антуража и атмосферы. И у нее отчасти получилось. Это определенно не детское шоу.

В самой первой серии зрителям демонстрируются все самые неприглядные стороны Готэма: утопающие в мусоре улицы буквально забиты попрошайками, шлюхами и наркоманами, в городе постоянная ночь и дождь, а полиции будто не существует вовсе. В референсах тут даже не «Темный рыцарь», а скорее «Таксист», «Джокер» и «Семь». Выглядит все очень мрачно, в самых лучших традициях Дэвида Финчера. Однако канонической историей про мафию, которую реально можно сравнить с «Крестным отцом» или хотя бы «Сопрано», «Пингвину» не стать.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

Уже 50 лет итальянские гангстеры и их голливудские земляки Коппола, Скорсезе и Де Пальма убеждают кинолюбителей в безопасности мафиозных организаций для американского общества. В нулевые на ту же мельницу принялись лить воду НВО, Fox и многие другие производители сериалов. Совместными усилиями они добились просто колоссальных успехов.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

В США нашли новый дом представители сотен национальностей. Но итальянцы у американских кинематографистов на особом счету. Вы только посмотрите, какие они симпатяги, какие у них большие любящие семьи, какие они набожные, как часто посещают церковь. А то, что иногда им приходится нарушать закон, так это же просто бизнес, ничего личного. К тому же если итальянские мафиози при этом кому-то и вредят, то только другим таким же итальянским мафиози. В самом худшем случае они просто перебьют друг друга, никаким образом не угрожая городской инфраструктуре. Доблестным американским полицейским даже не придется вылезать из теплых кресел.

Грязные итальянские дела на улицах Готэма. Павел Матяж — о сериале «Пингвин»
Фото: kinopoisk.ru

«Пингвин» продолжает эти славные традиции, но выглядит даже более безобидным для обывателей телешоу, чем «Сопрано», «Лиллехаммер» или какой-нибудь «Король Талсы». Мало того что босса местной Коза ностры тут играет плохо загримированный и фальшивый, как шестидолларовая купюра ирландец, так ему еще все восемь серий вот с этой кисулей воевать предстоит.

Удачного просмотра.

Павел Матяж